МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
Руководитель МС
Миронова Л.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Кудрявцева М.А.
«30» 08 2023 г.
Протокол № 1 от «30» 08. 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Туканова Л.А.
Приказ № 422-од от «31» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Учимся создавать проекты»
для обучающихся 1-3 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограммаподанному
предметуявляетсячастьюосновнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияМБОУ СОШ№82г. Екатеринбурга.
Рабочаяпрограммаповнеурочнойдеятельности (Общеинтеллектуальноенаправление
– основы
проектно-исследовательской
деятельности)
для
1-3
классов
составлена
с
учѐтомФГОСНОО,примернойосновнойобразовательнойпрограммы,примернойпрограммывнеурочной деятельности, базисного учебного
плана и авторской программы обучающего иразвивающегокурсадлямладшихшкольниковР.И.СизовойиР.Ф.Селимовой«Учусьсоздавать
проект».
Развитие
познавательных
способностей./
Наша
новая
школа.
Юнымумникамиумницам.Исследуем,доказываем,проектируем,создаѐм./.М.ИздательствоРОСТ.
Данная
рабочая
программа
ориентирована
на
овладение
основными
знаниями
обучебноисследовательскойипроектнойдеятельности,алгоритмизациюисследованияиисследовательскихдействий,осуществлениеобучающимисяколле
ктивной,групповой,индивидуальнойисследовательскойработы,использованиевкачествеведущихметодовобучения
проблемных,игровых,исследовательских, эвристических.
Цельпрограммы:
обеспечитьдостижениеобучающимисяпланируемыхрезультатовосвоения основной образовательной программы начального
общего образования всоответствиистребованиями,утвержденнымиФГОСНОО;
обеспечитьосвоениемежпредметныхпонятий,универсальныхучебныхдействийдляуспешногоизученияотдельныхучебныхпредм
етовнауровниначальногообщегообразования.
Задачипрограммы:
обеспечение
в
процессе
освоения
курса
условий
для
достижения
планируемыхрезультатовосвоения
ООПНООвсемиобучающимися;
осваивание
системы
социально
принятых
знаков
и
символов,
существующих
всовременнойкультуреинеобходимыхкакдляобучения,такидлясоциализацииобучающихся;
включениеобучающихсявпроцессыпреобразованиясоциальнойсреды,формированияунихлидерскихкачеств,опытасоциальнойде
ятельности,реализациисоциальныхпроектов ипрограмм;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;навыковздорового и безопасногодля человека
иокружающейегосредыобраза жизни;позитивнойсамооценкиикоммуникативнойкомпетентностивсотрудничестве;
знакомствообучающихсясметодаминаучногопознанияиметодамиисследованияобъектов иявленийприроды;
формированиеуобучающихсяуменийнаблюдатьприродныеявленияивыполнятьработысиспользованиемизмерительныхприборо
в,широкоприменяемыхвпрактическойжизни;
овладение
обучающимися
такими
общенаучными
понятиями,
как
природноеявление,эмпирическиустановленныйфакт,проблема,гипотеза,теоретическийвывод,результатэкспериментальнойпроверки;
предоставлениевозможностиобучающимсягимназиипродемонстрироватьовладениеболеевысокими(посравнениюсбазовым)уро
внямидостиженийивыявитьдинамикуроста численности группы наиболееподготовленныхобучающихся;
пониманиеобучающимисяотличийнаучныхданныхотнепровереннойинформации, ценности
бытовых, производственных и культурныхпотребностейчеловека.
науки
для
удовлетворения
Содержаниекурса
Курссостоитиздвухмодулей:теоретическогоипрактического.Приизучениипервого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит
проектировать, какие бываютметоды проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль представляетсобой работунад
конкретнымпроектом.
Всодержаниепрограммывключены:
- задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования,фантастическиеисследования, игрыпутешествия,
- логическиепонятия«истина»,«ложь»,«дерево»;предлагаютсядлярешенияпростыезадачи по комбинаторике, логическиезадачи,
- минуткикомпьютернойграмотности.
С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 2часа в неделю. Возможно включение заданий,
направленных на овладение общелогическимиумениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место
наурокахматематики, обучения грамоте,естествознания.
Со2классаработаосуществляетсяпоследующимнаправлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими,какисследование, информация, знаниеи др.
2. Осуществлениеколлективныхисследованийпоопределѐнномуплану,поразличнымтемам.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контекстеизученияматериаловразличныхдисциплин.
4. Наурокахиспользуютсяпроблемныеипоисковыеметоды,накоторыхтакжепроисходит знакомство с терминологией и некоторыми
понятиями о методах исследования,работасо словарями и другимиисточникамиинформации.
5. На
занятиях
предлагаются
задания,
направленные
на
выявление
различных
свойств,действийпредметов,множествапредметов,составлениепоследовательностидействий;сравнениепредметовимножествпредметов;изуча
ютсялогическиепонятия«истина»,
«ложь»,«дерево».
6. Осуществляетсяподготовкасамостоятельногодолговременногоисследованияпоинтересующим учащихся темам.
В3классе:
1. Натеоретическихипрактическихзанятияхпоисследовательскойдеятельностиучащиесяпродолжаютзнакомитьсястеориейисследовани
я,структурой,методамиисследований.Наурокахиспользуетсяигровыеметоды,путешествия,сказочныйматериал.
2. Проводятся
коллективные
исследования
назаданную
тему.
У
детейактивностьвыше,большеинтересных,неординарныхподходовипредложенийвосуществленииисследовательскойдеятельности.
3. Осуществляетсяучащимисясамостоятельноедолговременноеисследованиесприменениемимеющихсязнанийиумений.Учащиесяпро
водятопросы,анкетирования.
Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности,учителемоказывается консультативная помощь.
1класс.33ч
Раздел1.Ктоя?Моясемья. 3ч
Моясемья.Чемялюблюзаниматься.Хобби.Очемябольшевсегохочурассказать.
Выбортемыпроекта.
Раздел2.Каксобиратьматериал?Твоипомощники.1ч.
Каксобирать материал? Твоипомощники.
Раздел3.Проблемаигипотеза.4ч.
Проблема.Решениепроблемы.Гипотеза.Предположение.Гипотеза.Играемвпредположения.
Раздел4.Целеполагание.7ч.
Цельпроекта.Задачапроекта.Выборнужнойинформации.Выборнужной
информации.Интересныелюди–твоипомощники.Продуктпроекта.Видыпродукта.Макет.
Раздел5.Визитка 6ч.
Визитка.Какправильносоставитьвизиткукпроекту.Какправильносоставитьвизиткукпроекту.Минисообщение.Выступлениепередзнакомойаудиторией.Выступлениеперед знакомой аудиторией.
Раздел6.Играемвучѐных. 7ч.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовкаответов на предполагаемые вопросы «из зала» по
теме проекта. Пробные выступления переднезнакомойаудиторией.Пробныевыступленияпереднезнакомойаудиторией.Играемвученых.
«Мобильные
телефоны».
Это
интересно.
Играем
в
ученых.
Получение
электричестваспомощьюволос.Этоинтересно.Играемвученых.Поилкадляцветов.Этоинтересно.
Раздел7. Чемуянаучился?5ч.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. Памятка для учащегося-проектанта.Твои впечатления отработынад
проектами. Ярмаркадостижений.
2 класс 34 часовРаздел1. Кругтвоих интересов 3ч.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты –проектант.Знакомствоспонятием
«формулировка». Работа сословарями.
Раздел2. Работанадпроектом.13ч.
Выборпомощниковвработенадпроектом.Этапыработынадпроектом.Актуальностьтемыпроекта.Твоезнакомствоспонятием«актуальнос
ть».Проблема.Решениепроблемы.Выработкагипотезы-предположения.Цельпроекта.Задачипроекта.Сбор
информации
для
проекта.
Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработкаинформации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое
знакомство спонятиями«макет», «поделка».Играемв ученых.Этоинтересно.Тест«Чемутынаучился?».
Раздел3.Подготовкапрезентациикпроекту.7ч.
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческаяработа. Презентация. Твое знакомство с
понятием «презентация». Значимость компьютера всоздании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР.
ПрограммаМРР.Совмещениетекста выступления споказомпрезентации.
Раздел4.Публичноепредставлениепроекта,самоанализ.11ч.
Подготовка
ответов
на
предполагаемы
вопросы
«зала»
по
теме
проекта.
Тест
«Советыпроектанту».Изготовлениевизитки.Правильноесоставлениетитульноголиставизитки.Самоанализ.Работанадпонятием«самоанализ».И
граемвученых.Этоинтересно.Различные
конкурсы
проектно-исследовательской
деятельности.
Памятка
жюри
конкурсов.Пробноевыступлениеперед незнакомой аудиторией.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.Играем в ученых. Это интересно.
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоегопроекта.
3 класс34часа
Раздел1.Повторение.3ч.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.Выбор темытвоего проекта. Подбор материала для проекта.
Проблема. Решение проблемы. Выбор темытвоегоисследования. Предположение. Гипотеза.Решениезадачи.
Раздел2.Паспортпроекта.Анкетирование.4ч.
Требованиякпаспортупроекта.Составлениепаспортапроекта.Требованияксоставлениюанкетдляпроекта.Анкетирование.Памятки.Соста
влениепамятокпотемепроекта.
Раздел3.Созданиепостера.3ч.
Постер.Требованияксозданиюпостера.Условияразмещенияматериаланапостере.
Практическоезанятие.Созданиемини-постера.
Раздел4.ИзучениеиосвоениевозможностейпрограммыМРР.18ч.
ИзучениеиосвоениевозможностейпрограммыМРР.Выставкафотографий,рисунков, фигур, диаграмм. Программа МРР. Анимации.
Настройка анимации. ПрограммаМРР. Дизайн. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к
компьютернойпрезентации.Закреплениеполученныхумений,навыковвработеспрограммойМРР.Практическоезанятие.
Составлениепервой
презентациипозаданномутексту.
Раздел5.Подготовкапроектнойдокументацииквыступлениюнаконкурсе.
Самоанализ.6ч.
Подготовкапроектнойдокументацииквыступлениюнаконкурсе.Обработкаинформации.Интервью. Визитка
Тесты.Тестирование.Самоанализ.Рефлексия.Твоивпечатленияработынадпроектом. Пожелания будущим проектантам. Страница
благодарности тем, кто поддерживалтебявэтомгоду.
Планируемые результаты
•
•
•
•
•
Личностные:
учебно-познавательныйинтерескновомуучебномуматериалуиспособамрешенияновойза-дачи;
ориентациянапониманиепричинуспехавучебнойдеятельности,втомчисленасамоанализисамоконтрольрезультата,наанализсоответствиярезу
льтатовтребованиямконкретнойзадачи;
способностьксамооценкенаосновекритериевуспешностиучебнойдеятельности;
основы
гражданской
идентичности
личности
в
форме
осознания
«Я»
как
гражданина
России,чувствасопричастностиигордостизасвоюРодину,народиисторию,осознаниеответственно-сти
человеказаобщееблагополучие,
осознаниесвоейэтнической
принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественнойхудожественнойкультурой.
Метапредметные УУДРегулятивные
• учитыватьвыделенныеучителемориентирыдействиявновомучебномматериалевсотрудничестве сучителем;
• планироватьсвоедействиевсоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиеереализации,втом числевовнутреннемплане;
• осуществлятьитоговыйипошаговыйконтрольпорезультату;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлятьплан действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой задачи, создаватьтворческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемыеситуации. принимать и сохранятьучебную задачу;
• планироватьсвоидействия;
• адекватновосприниматьоценкусвоейработы;
• различатьспособирезультатдействия;
• вноситькоррективывдействиянаосновеих оценкииучетасделанныхошибок;
• выполнятьучебныедействиявматериале,речи,вуме.
Познавательные
Обучающийсянаучится:
• видетьпроблемы;
• ставитьвопросы;
• выдвигатьгипотезы;
• даватьопределениепонятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводитьэксперименты;
• делатьумозаключенияивыводы;
• структурироватьматериал;
• готовитьтекстысобственныхдокладов;
• объяснять,доказыватьизащищатьсвоиидеи.
КоммуникативныеОбучающийсянаучится:
• инициироватьучебноевзаимодействиесовзрослыми-вступатьвдиалог,задаватьвопросы.
• вестидискуссию.
• отстаивать своюточкузрения.
• находитькомпромисс.
• интервьюировать,вестиустныйопросит.д.
• представлятьпрезентацию
• монологическойречи.
• увереннодержатьсебявовремявыступления.
• показыватьартистическиеумения.
• использоватьразличныесредстванаглядностипривыступлении.
• отвечатьнанезапланированныевопросы
Предметныерезультаты:
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск
(проверка) необходимой информации в словарях, каталогебиблиотеки.
• наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом(по результатам наблюдений, опытов,
работы с информацией);
• устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли
достичьпоставленнойцели?»).
• определение
способов
контроля
и
оценки
деятельности
(ответ
на
вопросы
«Такой
ли
полученрезультат?»,«Правильнолиэтоделается?»);определениепричинвозникающихтрудностей,путей
их
устранения;
предвидение
трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»),нахождениеошибок вработеи ихисправление.
• умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
• осуществлятьпоискнужнойинформациидлявыполненияучебногоисследованиясиспользованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемомпространствеИнтернет;
• использоватьзнаки,символы,модели,схемыдлярешенияпознавательныхзадачипредставленияихрезультатов;
• ориентироватьсянаразныеспособырешенияпознавательныхисследовательскихзадач;
• владетьосновамисмысловогочтениятекста;
• анализироватьобъекты,выделятьглавное;
• проводитьсравнение,классификациюпоразнымкритериям;
• устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
• подводитьподпонятие;
• устанавливатьаналогии;
• оперироватьтакимипонятиями,какпроблема,гипотеза,наблюдение,эксперимент,умозаключение,выводит.п.,аргументировать(защищать)сво
и идеи ит.п.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов и тем программы
Кто я? Моя семья.
Как собирать материал. Твои помощники.
Проблема и гипотеза
Целеполагание
Визитка
Играем в ученых
Чему я научился?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
3
1
4
7
6
7
5
33
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
0
0
2 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Круг твоих интересов
Работа над проектом
Подготовка презентации к проекту
Публичное представление проекта,
4
самоанализ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
3
13
7
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
11
https://urok.apkpro.ru/
34
0
0
3 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Повторение
Паспорт проекта. Анкетирование
Создание постера
Изучение и освоение возможностей
4
программы МРР
Подготовка проектной документации к
5
выступлению. Самоанализ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
3
4
3
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
https://urok.apkpro.ru/
18
https://urok.apkpro.ru/
6
https://urok.apkpro.ru/
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2022
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Рабочая тетрадь для 2 класса; В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ,
2022
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Рабочая тетрадь для 3 класса; В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ,
2022
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Рабочая тетрадь для 4 класса; В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ,
2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2014г.
- Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2016г.
- Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.4 класс. М.: Просвещение. 2014.
- Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2014
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 14 класс http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. http://1-4.prosv.ru
10. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» http://www.math.1september.ru
11. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
12.Официальный ресурс для учителей, детей и родителей (1-4 класс) www.nachalka.com