МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Заместитель директора
по УВР
Директор
Миронова Л.А.
Туканова Л.А.
Кудрявцева М.А.
Протокол № 1 от «30»
08. 2023 г.
«30» 08 2023 г.
Приказ № 424-од от
«31» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект»
на уровень среднего общего образования для обучающихся 10-х классов
МБОУ СОШ № 82 разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального
среднего
государственного
общего
образования»
образовательного
(с
изменениями,
стандарта
внесенными
приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732);
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования»;
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
учебного плана среднего общего образования, утвержденного
приказом МБОУ СОШ № 82
от 31.08.2023 № 424-од «Об
утверждении основной образовательной программы среднего общего
образования»;
Рабочая
программа
ориентирована
на
целевые
приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МБОУ СОШ № 82.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования определяет индивидуальный проект как особую форму
организации
деятельности
обучающихся.
Индивидуальный
проект
выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов,
курсов
(познавательной,
в
любой
практической,
избранной
области
учебно-исследовательской,
деятельности
социальной,
художественно-творческой, иной).Индивидуальный проект выполняется
обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально
отведѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершѐнного
социального,
учебного
проекта:
прикладного,
информационного,
инновационного,
творческого,
конструкторского,
инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной
презентации
обучающимися
результатов
исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса. Содержание программы в основном
сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии
с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам
деятельности. При этом программа предполагает практические задания на
освоение инструментария исследования и проектированияв их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования
и
проектирования,
культурными
нормами.
С
в
соответствии
помощью
данного
с
существующими
курса
предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс состоит из нескольких модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была
возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или
под
руководством
предназначена
для
взрослого.
Другая
часть
совместной
работы
в
модулей
общем
специально
коммуникативном
пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую,
проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно
свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает
возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать еѐ,
предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив
конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная
структура
даѐт
возможность
еѐ
вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего
опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные
карты» старшеклассника.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и
исследованием можно также варьировать с учѐтом индивидуальной
готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения,
полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения
искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию.
Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных
фондах.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, призвано обеспечивать формирование у них опыта применения
универсальных учебных действий в жизненных ситуациях, навыков учебного
сотрудничества
и
социального
взаимодействия
со
сверстниками,
обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми.
На уровне среднего общего образования исследование и проект
выполняют в значительной степени функции инструментов учебной
деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения
социальной жизни и культуры. Обучающиеся самостоятельно формулируют
предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и
другое. Используются элементы математического моделирования и анализа
как инструмент интерпретации результатов исследования. Проблематика и
методология индивидуального проекта ориентированы на интеграцию
знаний и использование методов двух и более учебных предметов одной или
нескольких предметных областей.
На уровне среднего общего образования обучающиеся определяют
параметры и критерии успешности реализации проекта. Результатами
индивидуального проекта могут быть: макет, опытный образец, разработка,
информационный продукт, а также образовательное событие, социальное
мероприятие (акция).
Результаты работы оцениваются по определенным критериям. Для
учебного проекта важно, в какой мере практически значим полученный
результат, насколько эффективно техническое устройство, программный
продукт, инженерная конструкция и другие.
Организация
педагогического
сопровождения
индивидуального
проекта осуществляется с учетом специфики профиля обучения, а также
образовательных интересов обучающихся. Целесообразно соблюдать общий
алгоритм
педагогического
сопровождения
индивидуального
проекта,
включающий вычленение проблемы и формулирование темы проекта,
постановку целей и задач, сбор информации / исследование / разработку
образца, подготовку и защиту проекта, анализ результатов выполнения
проекта, оценку качества выполнения.
Процедура публичной защиты индивидуального проекта может быть
организована
по-разному:
в
рамках
специально
организуемых
в
образовательной организации проектных «дней» или «недель», в рамках
проведения ученических научных конференций, в рамках специальных
итоговых аттестационных испытаний. Независимо от формата мероприятий,
на заключительном мероприятии отчетного этапа обучающимся должна быть
обеспечена возможность:
- представить результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов,
готового
проектного
продукта,
устного
выступления
и
электронной презентации;
- публично обсудить результаты деятельности с обучающимися,
педагогами,
родителями,
специалистами-экспертами,
организациями-
партнерами;
-
получить
квалифицированную
оценку
результатов
своей
деятельности от членов педагогического коллектива и независимого
экспертного сообщества (представители вузов, научных организаций и
других).
Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры
защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с
сохранением исходного замысла проекта. Для оценки проектной работы
создается экспертная комиссия, в которую входят педагогии представители
администрации
образовательных
организаций,
где
учатся
дети,
представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках
которых выполняются проектные работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное
сопровождение
процесса
работы
над
проектом
или
исследованием ведѐт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
образовательной организации, достигнутые к моменту еѐ окончания.
В качестве экспертов могут выступать преподаватели, выпускники
образовательной организации — студенты вузов, представители власти,
бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и
проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что
необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и
функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или
ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно
обозначать
пути
возможных
решений,
рекомендовать
источники
необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора
идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает
освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков,
стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся
постановка
проблем,
перевод
проблем
в
задачи,
схематизация
и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события.
Основные идеи курса:
— единство материального мира;
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
На изучение учебного курса «Индивидуальный проект» отводится 34
часа, 1 час в неделю в 10 классе.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования.
Что такое проект. Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели
проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части
человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты.
Непредсказуемые последствия проектов.
Учимся анализировать проекты. Замысел проекта. Реализация проекта.
Основные
видимые
признаки
проекта.
Сложности
понимания
и
осуществления проектных идей.
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие
проектирования
от
занятий
искусством,
математикой
и
других
профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании.
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Понятие
«техносфера».
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция
конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы
живѐм. Отличие проекта от дела. Социальное проектирование.
Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном
проекте.
Проектирование
ценности.
Проектирование
способов
деятельности. Мероприятия проекта..
Волонтѐрские
проекты
и
сообщества
Личная
ответственность
за
происходящее вокруг нас. 2018 год — год добровольца (волонтѐра) в РФ.
Организация «Добровольцы России».
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности Цель и
результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные.
Модуль 2. Самоопределение.
2.1 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Приоритетные
направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание,
агробиотехнологии,«умные дома» и «умные города».
2.2Создаѐм элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектомПозитивный образ будущего для себя и для других. Понятие
качества жизни.
2.3 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта или исследованияВарианты самоопределения при выборе темы:
актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить
развитие, получение новых знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта.
3.1 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
Проблемная
ситуация.
Позиции
конструктора,
учѐного,
управленца,
финансиста.
3.2 Формулирование цели проекта. Цели и ценности проекта. Личное
отношение к ситуации. Соотнесениепрогноза и идеала. Постановка цели и
принятие цели. Заказчик проекта.
3.3 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов
проекта. Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и
отсутствующих знаний и ресурсов.
3.4 Роль акции в реализации проекта. Понятие и сущность акции. Отличие
акции от проекта. Роль акции в реализации проекта. Ресурсы и бюджет
проекта.
Модуль 4. Условия реализации проекта.
4.1 Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта.
Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты
планирования. Контрольные точки планируемых работ.
4.2 Источники финансирования проекта. Понятие бюджета проекта.
Собственные средства. Привлечѐнные средства. Источники финансирования.
Венчурные фонды. Кредитование.
4.3 Модели управления проектами. Контрольная точка. Ленточная диаграмма
(карта Ганта). Дорожная карта.
Модуль 5. Трудности реализации проекта.
5.1. Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление
замысла. Несовпадение замысла и его реализации.
5.2 Риски проекта Возможные риски проекта. Способы предупреждения
рисков.
5.3 Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта.
Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств.
Модуль 6. Предварительная защита проектных работ.
6.1Предварительная защита проектных работ.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта.
7.1Опросы как эффективный инструмент проектирования. Социологический
опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и
реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности.
7.2Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Возможности
сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов.
7.3Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности. Выстраивание структуры текста для защиты. Основные
пункты и тезисы выступления. Наглядность, ѐмкость, информативность
выступления.
Модуль
8.
Презентация
Рефлексия проектной деятельности.
и
защита
индивидуальногопроекта.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных
жизненных
перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь
в
процессе
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную
позицию
по
отношению
к
общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
–
неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
–
российская
идентичность,
способность
к
осознанию
российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-
культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости
за
свой
край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
В
сфере
отношений
обучающихся
к
закону,
государству
и
к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат
каждому
от
рождения,
готовность
к
осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации,
правовая
и
политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
–
приверженность
взаимопомощи
идеям
народов;
интернационализма,
воспитание
дружбы,
уважительного
равенства,
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении
всей
жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
-
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-
исследовательской деятельности, критического мышления;
-
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
-
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
-
способность
постановки
цели
и
формулирования
гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающиеся
получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от
исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
-
о
правилах
и
законах,
регулирующих
отношения
в
научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право,
защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах
исследований
и
предоставляющих
ресурсы
для
проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры,
краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в
ходе
освоения
принципов
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельностей
обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
В результате целенаправленной деятельности, осуществляемой в ходе
освоения научных понятий, у выпускников средней школы
будут заложены:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие
основы
знаний,
личный,
социальный,
исторический,
жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
разных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных
сред и эпох.
Тематическое планирование
Содержание
Модуль 1.
Культура
исследования и
проектирования
Модуль 2.
Самоопределение..
Модуль 3.
Замысел проекта.
Модуль 4.
Условия
реализации
проекта.
Модуль 5.
Трудности
реализации
проекта
Модуль 6.
Предварительная
защита проектных
работ
Модуль 7.
Дополнительные
возможности
улучшения
проекта
Модуль 8.
Презентация и
защита
индивидуального
проекта.
Рефлексия
проектной
деятельности
Итого
Количество
часов
7
5
Электронные рескрсы
https://project.1sept.ru/subjects/23
https://docs.cntd.ru/document/1200063713
7
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/78
5
https://obuchonok.ru/prilojeniya
4
https://obuchonok.ru/node/5778
1
https://project.1sept.ru/subjects/23
4
https://tvorcheskie-proekty.ru/vvedenie
1
https://project.1sept.ru/subjects/23
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Обязательные учебные материалы для ученика
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват.
организаций / [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. –
3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Методические материалы для учителя
1. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе/ В. С.Лазарев.
— Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
2. ЛеонтовичА. В. Исследовательская и проектная работа
школьников.5—11классы/А. В.Леонтович,А. С. Саввичев; под
ред. А. В. Леонтовича.—М.:ВАКО,2014.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
2. Сайт
организации
«Добровольцы
России»
(https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).
3. Волонтѐрский
педагогический
отряд
(http://www.ruy.ru/organization/activities/).
4. Объект и предмет исследования — в чѐм разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/).
5. Всероссийский
конкурс
научно-технологических
проектов
(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
6. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
7. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
8. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
9. КакспоритьспомощьюметодаСократа
(https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
10.
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
11.
Федеральная
служба
государственной
статистики
(http://www.gks.ru/).
12.
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).