МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Заместитель директора по
УВР
Директор
Миронова Л.А.
Туканова Л.А.
Кудрявцева М.А.
Протокол № 1
от «30» 08. 2023 г.
«30» 08 2023 г.
Приказ № 424-од
от «31» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание. Базовый уровень»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) на уровень
среднего общего образования для обучающихся 10–11-х классов МБОУ СОШ
№ 82 разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего
образования»
(с
изменениями,
внесенными
приказом
Минпросвещения от 12.08.2022 № 732);
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего
общего
образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
концепции
преподавания
учебного
предмета
«Обществознание»,
утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018;
учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом
МБОУ СОШ № 82 от 31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной
образовательной программы среднего общего образования»;
федеральной
рабочей
программы
по
учебному
ориентирована
на
целевые
предмету
«Обществознание».
Рабочая
программа
приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей
программе воспитания МБОУ СОШ № 82
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении
системой образования функции интеграции молодежи в современное общество
и
обеспечивает
условия
для
формирования
российской
гражданской
идентичности, традиционных ценностей многонационального российского
народа,
готовности
обучающихся
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими
людьми на благо человека и общества.
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания,
политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению
в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
развитие
интереса
обучающихся
к
освоению
социальных
и
гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню
научных знаний и позволяющей реализовать требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы,
представленным
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения
учебно-познавательных, исследовательских задач, а также в проектной
деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой
сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных
фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный
предмет
«Обществознание»
социальной
жизни;
раскрывает
ценности
и
нормы,
теоретические
знания,
регулирующие
факты
общественные
отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена
общества
и
гражданина
Российской
Федерации;
особенности
современного российского общества в единстве социальных сфер и институтов
и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты
межличностного и других видов социального взаимодействия, а также
взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в
соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику учебного
предмета на уровне среднего общего образования:
определение
учебного
содержания
научной
и
практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями
учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся
старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни
общества,
типичных
видов
человеческой
деятельности
в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив
и прогнозов общественного развития, путей решения актуальных
социальных проблем;
обеспечение
развития
ключевых
навыков,
формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности и при выборе профессии;
включение
в
содержание
предмета полноценного
материала о
современном российском обществе, об основах конституционного строя
Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской
Федерации, о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях
развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам
глобализации;
расширение
возможностей
самопрезентации
старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных
практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования от содержания предшествующего уровня
заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в
более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные
познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с
выбором профессии;
расширении и совершенствовании познавательных, исследовательских,
проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и возможностей
их применения при выполнении социальных ролей, типичных для
старшего подросткового возраста.
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом
уровне изучается в 10-х и 11-х классах. Общее количество учебного времени на
два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.
Для
реализации
программы
используются
учебники,
допущенные
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,
Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю., Акционерное общество «Издательство "Просвещение"»;
Обществознание,
11
класс/
Боголюбов
Л.Н.,
Городецкая
Н.И.,
Лазебникова А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой
А.Ю.,
Акционерное
общество
«Издательство
"Просвещение"»;
<...>
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при
реализации образовательными организациями имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022
№ 653:
Электронный образовательный ресурс «Я сдам ЕГЭ. Среднее общее
образование. Учебный модуль по решению трудных заданий по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы»,
АО
Издательство «Просвещение»;
Электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Среднее
общее образование. Обществознание», 10–11 класс, АО Издательство
«Просвещение»;
Тренажер «Облако знаний». Обществознание. 10 класс, ООО «Физикон
Лаб»;
Тренажер «Облако знаний». Обществознание. 11 класс, ООО «Физикон
Лаб»;
<...>
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать
готовность
и
способность
обучающихся
руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,
позитивных
внутренних
убеждений,
соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни
в
соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность
ответственного
здорового
отношения
к
и
безопасного
своему
образа
здоровью,
жизни,
потребность
в
физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
социально
направленной
деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному
профессиональному
росту,
к
учету
общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социально-экономической
и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении
всей
жизни,
интерес
к
изучению
социальных
и
гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
готовность
и
способность
овладевать
новыми
социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений
процессов;
и
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
вносить
коррективы
в
деятельность
(с
учетом
разных
видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
социального познания;
осуществлять
деятельность
по
получению
нового
знания,
его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать
научный
тип
мышления,
применять
научную
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять
причинно-следственные
связи
социальных
явлений
и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных
объектов,
в
социальных
отношениях;
оценивать
приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов
и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий
средства
в
информационных
решении
когнитивных,
и
коммуникационных
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
1
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
1
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно
составлять
план
решения
проблемы
с
учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность
за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
10-й класс
1) Владеть знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и социальных институтов;
общественных
потребностях
и
общественных
отношениях;
социальной
динамике и ее формах; особенностях процесса цифровизации и влияния
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах
и вызовах современности; перспективах развития современного общества,
тенденциях
развития
общественных
Российской
отношений
и
Федерации;
сознательной
человеке
деятельности;
как
субъекте
особенностях
социализации личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и ее
структуре; сознании, самосознании и социальном поведении; познании мира;
истине и ее критериях; формах и методах мышления; особенностях
профессиональной деятельности в области науки;
об историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и
материальной культуры, особенностях профессиональной деятельности в
области науки и культуры;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства,
конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в
современной экономике; роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, механизмах принятия бюджетных
решений; особенностях профессиональной деятельности в экономической и
финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства на примерах разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, в
том числе достижений российской науки и искусства, направлений научнотехнологического
развития
Российской
Федерации,
при
изложении
собственных суждений и построении устных и письменных высказываний,
включая понятия: общество и его типы, социальный институт, общественный
прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация, личность,
социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные ценности,
народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы;
образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая
система, экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов,
общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного
экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики,
международное разделение труда;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: общество,
личность, свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие явления и
процессы социальной действительности, в том числе: виды и формы
деятельности; формы познания, культуры; виды знания, науки, религий; виды и
уровни образования в Российской Федерации; виды налоговых систем,
издержек производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды
рыночных структур; факторы производства; источники финансирования
предприятий.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять и конкретизировать
примерами причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи подсистем и элементов общества; материальной и духовной культуры;
уровней
и
методов
научного
познания;
мышления
и
деятельности;
общественного и индивидуального сознания; чувственного и рационального
познания;
народной,
деятельности
и
массовой
проблем
и
элитарной
устойчивого
культуры;
развития;
экономической
макроэкономических
показателей и качества жизни; спроса и предложения;
характеризовать
экономической
причины
сферах
и
жизни
последствия
российского
преобразований
общества;
в
духовной,
противоречивого
характера общественного прогресса; глобализации; культурного многообразия
современного общества; возрастания роли науки в современном обществе;
инфляции, безработицы; функции образования, науки, религии как социальных
институтов;
морали;
искусства;
экономические
функции
государства;
Центрального банка Российской Федерации; налоговой системы Российской
Федерации; предпринимательства;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальных явлений и процессов в
социальных
науках,
включая
универсальные
методы
науки,
а
также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы,
биографический
метод,
социальное
прогнозирование,
метод
моделирования и сравнительно-исторический метод.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек в
обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», для
анализа социальной информации о многообразии путей и форм общественного
развития, российском обществе, об угрозах и вызовах развития в XXI веке, о
развитии духовной культуры, о проблемах и современных тенденциях,
направлениях
и
механизмах
экономического
развития,
полученной
из
источников разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах
государственных
органов,
нормативные
правовые
акты,
государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные
компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы,
оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
опорой на полученные знания об обществе, о его духовной культуре и
экономической жизни, о человеке, его познавательной деятельности и
творческой активности, представлять ее результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности;
готовить
устные
выступления
и
письменные
работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8)
Использовать
обществоведческие
знания
для
взаимодействия
с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения
типичных
социальных
ролей,
ориентации
в
актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции, осознания
значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования;
использовать
средства
информационно-коммуникационных
технологий
в
решении различных задач при изучении разделов «Человек в обществе»,
«Духовная культура», «Экономическая жизнь общества».
9) Формулировать, основываясь на социальных ценностях и приобретенных
знаниях о человеке в обществе, духовной культуре, об экономической жизни
общества, собственные суждения и аргументы по проблемам влияния
социокультурных факторов на формирование личности; противоречивых
последствий
глобализации;
соотношения
свободы
и
необходимости
в
деятельности человека; значения культурных ценностей и норм в жизни
общества, в духовном развитии личности; роли государства в экономике; путей
достижения экономического роста; взаимосвязи экономической свободы и
социальной ответственности;
конкретизировать теоретические положения, в том числе о типах общества;
многообразии путей и форм общественного развития; человеке как результате
биологической
и
социокультурной
эволюции;
многообразии
видов
деятельности и ее мотивации; этапах социализации; особенностях научного
познания в социально-гуманитарных науках; духовных ценностях; субкультуре
и
контркультуре;
диалоге
культур;
категориях
морали;
возможностях
самовоспитания; особенностях образования и науки в современном обществе;
свободе совести; значении поддержания межконфессионального мира в
Российской Федерации; многообразии функций искусства; достижениях
современного российского искусства; использовании мер государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
выборе
способов
рационального
экономического
поведения
людей,
особенностях труда молодежи в условиях конкуренции на рынке труда, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта.
10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при
пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе находить,
анализировать и использовать информацию для принятия ответственных
решений по достижению финансовых целей и управлению личными финансами
при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых услуг с учетом
основных
способов
снижения
рисков
и
правил
личной
финансовой
безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам развития современного
общества, общественного и индивидуального сознания, потребностей и
интересов личности, научного познания в социально-гуманитарных науках,
духовной культуры, экономической жизни общества, в том числе поступающую
по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности
информации;
соотносить
различные
оценки
социальных
явлений,
содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в
типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм.
12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и принимать решения,
выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы
противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и
межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное
поведение с точки зрения ценностей, социальных норм, включая нормы морали
и
права,
экономической
рациональности;
осознавать
неприемлемость
антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и наркомании.
11-й класс
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной
стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном
обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных
ценностей; направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том
числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и
полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве
Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты
прав в Российской Федерации; правовом регулировании гражданских,
семейных,
уголовных
трудовых,
правовых
налоговых,
отношений;
образовательных,
экологическом
административных,
законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства на примерах разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений
при изложении собственных суждений и построении устных и письменных
высказываний, включая понятия: социальные общности, социальные группы и
отношения между ними, социальная стратификация, социальное неравенство,
социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и брак,
этнические общности, нация, социальные нормы, социальный контроль и
самоконтроль, социальный конфликт, политическая власть, политический
институт, политические отношения, политическая система, государство,
национальная безопасность, политическая культура, политическая элита,
политическое лидерство, политический процесс, право, источник права,
система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение,
юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный
акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть,
социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие
социальные явления и процессы, в том числе: социальные общности и группы;
виды социальной мобильности; типы семьи; социальные нормы; социальные
конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в
современном
мире;
формы
государства;
политические
партии;
виды
политического лидерства, избирательных и партийных систем, политических
идеологий; правовые нормы; отрасли и институты права; источники права;
нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения;
виды юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации; способы защиты гражданских прав, правоохранительные органы;
организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности
родителей и детей; права и обязанности работников и работодателей;
дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и
обязанности налогоплательщиков; виды административных правонарушений и
наказаний; экологические правонарушения; способы защиты права на
благоприятную окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в
уголовном праве.
4)
Владеть
умениями
устанавливать,
выявлять,
объяснять
причинно-
следственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры личности и
ее политического поведения, системы права, нормативно-правовых актов, прав,
свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер
жизни общества; права и морали; государства и права; действия правовых
регуляторов и развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального
неравенства;
социальных
конфликтов;
отклоняющегося
(девиантного) поведения; правонарушения и юридической ответственности за
него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права;
социального контроля; государства, субъектов и органов государственной
власти в Российской Федерации; политических партий; средств массовой
информации в политической жизни общества; правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы
жизни общества, включая универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе социологические опросы,
биографический,
сравнительно-правовой
метод,
политическое
прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации», для анализа социальной информации о социальном и
политическом развитии российского общества, направлениях государственной
политики в Российской Федерации, правовом регулировании общественных
процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа,
включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных
органов,
нормативные
правовые
акты,
государственные
документы
стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для
восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
опорой на полученные знания о структуре общества, социальных отношениях,
политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской
Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций,
творческих
направленности;
готовить
работ
социальной
и
устные
выступления
и
междисциплинарной
письменные
работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения
типичных
социальных
ролей,
ориентации
в
актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознания
роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач при изучении
разделов
«Социальная
сфера»,
«Политическая
сфера»,
«Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о
структуре общества и социальных взаимодействиях, политической сфере и
законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по
проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в современном
российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития семьи;
участия субъектов политики в политическом процессе; опасности коррупции и
необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод человека с
обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о
социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности и в
развитии
общества;
политической
системы;
особенностях
роли
политической
интернета
в
власти,
современной
структуре
политической
коммуникации; необходимости поддержания законности и правопорядка;
юридической ответственности за совершение правонарушений; механизмах
защиты
прав
человека;
особенностях
трудовых
правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности
несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах,
включая этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке
социально незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки
семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической
системе Российской Федерации на современном этапе; государственном
суверенитете;
избирательной
системе
в
Российской
Федерации;
государственной службе и статусе государственного служащего; основах
конституционного строя Российской Федерации; субъектах гражданских
правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом
регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема на работу,
заключения
и
расторжения
трудового
договора,
в
том
числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и
условиях
заключения
и
расторжения
брака;
правах
и
обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг,
зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить,
анализировать
и
использовать
информацию,
предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях управления
личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных отношений,
политической жизни общества, правового регулирования, в том числе
поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального
взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся в
источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм
морали и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью
полученных
знаний
наиболее
эффективные
способы
противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, включая нормы морали и права, ценностей;
осознавать
неприемлемость
антиобщественного
поведения,
опасность
алкоголизма и наркомании.
Содержание учебного предмета
10-й класс
Человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами
и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты.
Признаки
и
функции
социальных
институтов.
Типы
обществ.
Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе. Многообразие путей и форм
общественного
развития.
Эволюция,
социальная
революция.
Реформа.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных
факторов
на
формирование
личности.
Личность
в
современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение,
его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы.
Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и
интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы
и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды.
Понятие
истины,
Естественные,
ее
критерии.
технические,
Абсолютная,
точные
и
относительная
социально-гуманитарные
истина.
науки.
Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного
познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и
элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного
общества.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории
морали. Гражданственность. Патриотизм.
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения
Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Система российского образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность
образования
в
информационном
обществе.
Значение
самообразования. Цифровые образовательные ресурсы.
Религия, ее роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные
религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства.
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования,
искусства.
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.
Кривая
производственных
возможностей.
Типы
экономических
систем.
Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность
спроса.
Рыночное
предложение.
Закон
предложения.
Эластичность
предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика
защиты
конкуренции.
Антимонопольное
регулирование
в
Российской
Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость
и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика
Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи.
Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого
развития
общества.
Особенности
профессиональной
деятельности
в
экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная
стоимость,
способы
и
источники
финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые
финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины,
виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного
бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации.
Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация
экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и
импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
11-й класс
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии.
Социальное неравенство.
общества. Государственная
Социальная
поддержка
социально
структура
российского
незащищенных
слоев
общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным
семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения
и
пути
разрешения.
Конституционные
принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения
социальных
конфликтов.
Особенности
деятельности социолога, социального психолога.
Политическая сфера
профессиональной
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как
основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции
государства.
государственного
Форма
государства:
(территориального)
форма
устройства,
правления,
политический
форма
режим.
Типология форм государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной
власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской
Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы
противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в
Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль
в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия
граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции,
виды. Типы партийных систем.
Избирательная
система.
пропорциональная,
Типы
смешанная.
избирательных
Избирательная
систем:
система
мажоритарная,
в
Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет
в современной политической коммуникации.
Правовое
регулирование
общественных
отношений
в
Российской
Федерации
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые
акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации.
Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность.
Функции
правоохранительных
органов
Российской
Федерации.
Конституция
Российской
Российской
Федерации.
Федерации.
Гражданство
Основы
конституционного
Российской
Федерации.
строя
Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и
свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей
и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности
работников и
трудовых
прав
работодателей. Дисциплинарная
работников.
несовершеннолетних работников.
Особенности
ответственность.
трудовых
Защита
правоотношений
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и
обязанности
налогоплательщиков.
правонарушения.
Федеральный
Ответственность
закон
«Об
образовании
за
в
налоговые
Российской
Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную окружающую среду.
Уголовное
право.
Основные
принципы
уголовного
права.
Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды
наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Гражданские
споры,
порядок
их
рассмотрения.
Основные
принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Административный
процесс.
Судебное
производство
по
делам
административных правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа.
Тематическое планирование
об
Тематическое
планирование
по
обществознанию для
10–11-х
классов
составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы,
обеспечивающие реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся
СОО через изучение обществознания.
В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в
жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
На уроках обществознания обучающиеся могут приобрести:
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры,
опыт творческого самовыражения;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-й класс
№ Наименование
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п разделов
и
тем
программы
Контроль Практиче образовательные ресурсы
Всего ные
работы
ские
работы
Раздел 1. Человек в обществе
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
Общество
образование.
и
1.1 общественные
3
отношения
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Электронный
образовательный
Информационное
1.2
общество
и
массовые
«Домашние
2
ресурс
задания.
Среднее общее образование.
Обществознание»,
коммуникации
класс,
АО
10–11
Издательство
«Просвещение»
Развитие
1.3
общества.
Глобализация и ее
противоречия
Тренажер «Облако знаний».
3
Обществознание. 10 класс,
ООО «Физикон Лаб»
Становление
1.4
личности
в
процессе
Библиотека
школа» –
3
«Моя
lesson.academy-
content.myschool.edu.ru/12/10
социализации
1.5
ФГИС
Деятельность
человека
2
<...>
3
<...>
Познавательная
1.6
деятельность
человека. Научное
познание
Повторительнообобщающий урок
1.7 по
разделу 2
«Человек
1
1
<...>
в
обществе»
Итого по разделу
18
Раздел 2. Духовная культура
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
образование.
2.1
Культура
формы
и
ее
3
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Электронный
Категории
2.2
образовательный
и
принципы морали
в жизни человека и
«Домашние
ресурс
задания.
Среднее общее образование.
3
Обществознание»,
развитии общества
класс,
АО
10–11
Издательство
«Просвещение»
2.3
Наука
и
образование
Тренажер «Облако знаний».
Обществознание. 10 класс,
4
ООО «Физикон Лаб»
Библиотека
2.4 Религия
школа»
2
–
ФГИС
«Моя
lesson.academy-
content.myschool.edu.ru/12/10
2.5 Искусство
2
<...>
Повторительнообобщающий урок
2.6 по
разделу 2
1
1
«Духовная
культура»
Итого по разделу
16
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
<...>
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
Экономика
3.1
–
основа
жизнедеятельности
образование.
6
общества
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Электронный
образовательный
Рыночные
3.2 отношения
«Домашние
в 6
экономике
ресурс
задания.
Среднее общее образование.
Обществознание»,
класс,
АО
10–11
Издательство
«Просвещение»
3.3
3.4
Тренажер «Облако знаний».
Экономическая
2
деятельность
Обществознание. 10 класс,
ООО «Физикон Лаб»
Библиотека
Экономика
4
предприятия
школа»
рынок
финансовые
институты
«Моя
lesson.academy-
content.myschool.edu.ru/12/10
Финансовый
3.5
–
ФГИС
и
3
<...>
3.6
3.7
Экономика
и
государство
Мировая
экономика
3
<...>
2
<...>
Повторительнообобщающий урок
3.8 по
разделу 2
1
1
<...>
«Экономическая
жизнь общества»
Итого по разделу
28
Электронный
образовательный ресурс «Я
Итоговое
сдам ЕГЭ. Среднее общее
повторение,
образование.
представление
результатов
проектно- 6
1
5
исследовательской
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
деятельности
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68
ПО ПРОГРАММЕ
4
8
11-й класс
Количество часов
№
п/п
Наименование
разделов
и
тем
программы
Контрол Практиче Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего ьные
ские
работы
работы
Раздел 1. Социальная сфера
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
образование.
1.1
Социальная
структура общества
2
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Электронный
Социальное
образовательный
положение
«Домашние
1.2 личности
обществе
в 2
и
пути
ресурс
задания.
Среднее общее образование.
Обществознание»,
его изменения
класс,
АО
10–11
Издательство
«Просвещение»
1.3
Семья и семейные
ценности
Тренажер «Облако знаний».
2
Обществознание. 11 класс,
ООО «Физикон Лаб»
1.4
Библиотека
Этнические
«Моя
школа» –lesson.academy-
2
общности и нации
ФГИС
content.myschool.edu.ru/12/11
Социальные нормы
1.5 и
социальный 2
<...>
контроль
1.6
Социальный
2
конфликт
<...>
Повторительнообобщающий урок
1.7 по
разделу 2
1
1
<...>
«Социальная
сфера»
Итого по разделу
14
Раздел 2. Политическая сфера
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
Политическая
2.1
власть
политические
отношения
образование.
и
2
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Электронный
Политическая
образовательный
система.
2.2
Государство
–
основной институт
«Домашние
3
ресурс
задания.
Среднее общее образование.
Обществознание»,
политической
класс,
системы
АО
10–11
Издательство
«Просвещение»
Государство
Российская
Федерация.
Тренажер «Облако знаний».
2.3 Государственное
управление
4
в
Обществознание. 11 класс,
ООО «Физикон Лаб»
Российской
Федерации
Политическая
культура общества
2.4 и
Библиотека
личности. 2
Политическая
школа»
Политический
и
его 3
<...>
2
<...>
2
<...>
участники
2.6
Избирательная
система
Политические
2.7
элиты
политическое
лидерство
«Моя
–lesson.academy-
content.myschool.edu.ru/12/11
идеология
2.5 процесс
ФГИС
и
Повторительнообобщающий урок
2.8 по
разделу 2
1
1
<...>
«Политическая
сфера»
Итого по разделу
20
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
Электронный
образовательный ресурс «Я
сдам ЕГЭ. Среднее общее
Система
3.1
права.
Правовые
образование.
4
отношения.
Правонарушения
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
Конституционные
Электронный
права, свободы и
образовательный
обязанности
«Домашние
3.2 человека
гражданина
ресурс
задания.
и 4
Среднее общее образование.
в
Обществознание»,
Российской
класс,
АО
Федерации
«Просвещение»
10–11
Издательство
Правовое
регулирование
3.3
гражданских,
семейных,
Тренажер «Облако знаний».
6
Обществознание. 11 класс,
ООО «Физикон Лаб»
трудовых
правоотношений
Правовое
регулирование
налоговых,
образовательных,
3.4
административных,
уголовных
Библиотека
8
школа»
отношений,
экологическое
законодательство
Основные
принципы
конституционного,
арбитражного,
гражданского,
административного,
уголовного
процессов
«Моя
– lesson.academy-
content.myschool.edu.ru/12/11
правовых
3.5
ФГИС
4
<...>
Повторительнообобщающий урок
по
разделу
«Правовое
3.6 регулирование
2
1
1
<...>
общественных
отношений
в
Российской
Федерации»
Итого по разделу
28
Электронный
образовательный ресурс «Я
Итоговое
сдам ЕГЭ. Среднее общее
повторение,
образование.
представление
результатов
проектно- 6
1
5
исследовательской
Учебный
модуль по решению трудных
заданий
по
учебному
предмету
деятельности
"Обществознание".
10–11
классы», АО Издательство
«Просвещение»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
ПО 68
4
8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Лобанов И.А. и другие.
Обществознание. 10 класс: учебник. АО «Просвещение»
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Лобанов И.А. и другие.
Обществознание. 11 класс: учебник. АО «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Дрофа,
2008.
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные
вопросы теории и методики. – М.; СПб.: Нестор-История, 2013.
3. Курс школьного обществознания в эпоху цифровизации: содержание,
технологии, приемы [Текст] : учеб. – метод. пособие/ И.Б. Орлов,
Е.К.Калуцкая, И.А. Лобанов, О.А. Французова; под общ. ред. И.Б. Орлова. –
М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022.
4.
Содержание
социально-гуманитарного
образования
в
современном
обществе и закономерности его становления: Монография / ФГНУ «Институт
содержания и методов обучения РАО» / науч. ред. Л.Н. Боголюбов. – М.; СПб:
Нестор-История, 2014.
5. Словарь по обществознанию : учебное пособие для абитуриентов вузов
/ Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; под ред. Ю.Ю. Петрунина.
– М.: КДУ, 2006.
6. Лобанов, И.А. Изучение обществознания в условиях усиления влияния
средств массовой информации на сознание и поведение подростков: новые
возможности и новые риски / И.А. Лобанов //Преподавание истории и
обществознания в школе. – 2020. – No 2. – С. 46–50.
7. Рутковская, Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной
грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и
зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – No 4 (61). – С. 98–111.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской
Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznayprezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация http://www.gks.ru
Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института
«Экономическая школа» http://economicus.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Вопросы школьного экономического образования: международный
учебно- методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
Информационно-аналитический портал «Наследие»
http://www.nasledie.ru
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу
http://www.aup.ru/books/
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
http://www.opec.ru
Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам
http://socionet.ru
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог
российских СМИ http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
официальный сайт http://ombudsman.gov.ru