МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Заместитель директора
по УВР
Директор
Миронова Л.А.
Туканова Л.А.
Кудрявцева М.А.
Протокол № 1
от «30» 08. 2023 г.
«30» 08 2023 г.
Приказ № 424-од
от «31» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по финансовой грамотности на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Финансовая
грамотность», а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания.
Финансовая грамотность выполняет ведущую роль в реализации функции
интеграции молодѐжи в современное общество, направляет и обеспечивает
условия формирования российской гражданской идентичности, освоения
традиционных
ценностей
многонационального
российского
народа,
социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению
и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач личной и
социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических
знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на
базовом
уровне,
и
обеспечивает
преемственность
по
отношению
к
обществоведческому курсу уровня основного общего образования путѐм
углублѐнного изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим
вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих
знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе,
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублѐнном уровне
предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают
целостное и достаточно полное представление обо всех основных сторонах
развития общества, о деятельности человека как субъекта общественных
отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из содержательных
компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в
углублѐнном курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме
того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено
внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора
и построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных
социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием
условий для развития способности самостоятельного получения знаний на
основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при
работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками
информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную
деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и
на
цифровую
среду,
интерактивные
образовательные
технологии,
визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций.
С учѐтом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их
интересов и социальных запросов содержание учебного предмета на
углублѐнном уровне обеспечивает обучающимся активность, позволяющую
участвовать в общественно значимых, в том числе волонтѐрских, проектах,
расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в
образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Целями
изучения
учебного
предмета
«Финансовая
грамотность»
являются:
- формирование у учащихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и
навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами.
- Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать
банковские
вклады
и
кредиты,
защищать
свои
права,
проводить
предварительные расчѐты по платежам по кредиту с использованием формулы
простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
- Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке,
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг,
рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию
для принятия решений на фондовом рынке.
- Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать
актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять
налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета,
рассчитывать сумму налогов к уплате.
- Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами
страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно
выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией,
разбираться в критериях выбора страховой компании.
- Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнесплан, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и
среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.
- Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя
стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности,
рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный
портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности,
распознать
финансовую
пирамиду
среди
множества
инвестиционных
предложений.
- Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,
размещѐнного на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер
пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
На изучение основ правовой культуры отводится 67 часов: в 10 классе – 34
(1 час в неделю), в 11 классе – 33 часов (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по основам правовой культуры на уровне среднего общего
образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических
ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учѐту общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая
социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и
политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при
принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные
роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать еѐ разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения
социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов,
интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах,
прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие еѐ целям, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при
выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять
причинноследственные
связи
социальных
явлений
и
процессов
и
актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных
отношениях; оценивать приобретѐнный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и
внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и
обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе
полученной из интернет-источников, еѐ соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать
разные точки зрения;
развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область
профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в
межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной
проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать
сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов, и возможностей каждого
члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по еѐ достижению:
составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своѐ право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки, включая знания о
предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном
познании,
в
постижении
и
преобразовании
социальной
действительности;
объяснять
взаимосвязь
общественных наук, необходимость комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать
ключевые темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность общества,
разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы
социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы познавательной
деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств коммуникации формировании
социально-психологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их разрешения;
экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики,
экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и
показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое
содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их
деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии,
изменении их состава и функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы,
финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды;
применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая типологизацию,
социологические опросы, социальное прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как
методы обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод
экспертных оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и достижения
познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций,
способах безопасного использования финансовых услуг, выборе будущей профессиональнотрудовой сферы, о
возможностях применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли
права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов
государственной власти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и
социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования;
содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и
ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика,
военнообязанного,
работника,
потребителя,
супруга,
абитуриента);
особенности
правоотношений,
регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок
назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных
органов
защиты
прав
человека;
объекты
гражданского
оборота;
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий
реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение
вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной
практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения
права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на
заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях,
урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой
лежит данный учебный предмет.
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социальногуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться
в
направлениях
профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной психологией и экономической наукой.
К концу 11 классаобучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о предмете и методах
исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и
преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь социальных наук, необходимости
комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими
науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная стратификация, социальная
мобильность в современном обществе, статусноролевая теория личности, семья и еѐ социальная поддержка,
нация как этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль, динамика и
особенности политического процесса, субъекты политики, государство в политической системе общества,
факторы политической социализации, функции государственного управления, взаимосвязь права и государства,
признаки и виды правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности
правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностно-нормативной основе их
деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, включая семью, образование,
религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе средства массовой информации, институты
социальной
стратификации,
государственной
власти:
базовые
институт
политические
главы
институты,
государства,
включая
законодательной
государство
и
и
институты
исполнительной
власти,
судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления, институты всеобщего избирательного
права, политических партий и общественных организаций, представительства социальных интересов, в том
числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты права, включая
непосредственно право как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства, отцовства и
детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их
состава и функций в процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на
укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах социального
контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды;
применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие
как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и социологический эксперимент;
политологии, такие как нормативно-ценностный подход, структурнофункциональный анализ, системный,
институциональный, социальнопсихологический подход; правоведения, такие как формально-юридический,
сравнительноправовой для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности,
планирования и достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении
социальной роли участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации,
в
деятельности
политических
партий
и
общественно-политических
политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора;
движений,
в
противодействии
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности социальных конфликтов,
виды социального контроля; виды политических отношений, формы государства, типы политических режимов,
формы правления и государственно-территориального устройства, виды политических институтов, типы
политических партий, виды политических идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм,
источники права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической
ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом
и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы социального неравенства, путей
сохранения традиционных семейных ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося
поведения,
деятельность
политических
институтов,
роль
политических
партий
и
общественных организаций в современном обществе, роль средств массовой информации в формировании
политической культуры личности, трансформация традиционных политических идеологий, деятельность
правовых институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и
научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей,
ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебноисследовательскую,
проектноисследовательскую
и
другую
творческую
работу по
социальной,
политической,
правовой
проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей
их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть навыками презентации
результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и
самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его
при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных с изучением
социальных групп, социального взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование,
средства массовой информации, религия), с деятельностью различных политических институтов современного
общества, политической социализацией и политическим поведением личности, еѐ политическим выбором и
политическим участием, действиями субъектов политики в политическом процессе, деятельностью участников
правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей поведения;
уметь
конкретизировать
примерами
из
личного
социального
опыта,
фактами
социальной
действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы социологии»,
«Основы политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических отношениях и этническом
многообразии современного мира, молодѐжи как социальной группе, изменении социальных ролей в семье,
системе образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах массовой информации,
мировых и национальных религиях, политике как общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и
легитимности политической власти, политических нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их
урегулирования, выборах в демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании,
влиянии средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав человека, сделках,
обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности, особенностях
правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о причинах преступности,
необходимой обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии
правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых
норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил,
уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы
правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социальногуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать
в
исследовательских
группах,
способность
ориентироваться
в
направлениях
профессионального образования, связанных с социальногуманитарной подготовкой и особенностями
профессиональной деятельности социолога, политолога, юриста.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Понятие банковской системы, коммерческий банк. Центральный банк РФ. Банки Челябинской области.
Виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита. Кредит, кредитная история, процент, виды кредитов, параметры выбора необходимого
вида кредита. Автокредитование, потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Ипотечное кредитование в
Челябинской области.
Понятие фондового рынка. Виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель. Разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления.
Виды профессиональных участников ценных бумаг. Типы валютных сделок.
Налоговая система. Виды налогов, пошлины, сборы. Налоговая система РФ. Основания взимания налогов
с граждан. Налоговая декларация.
ИНН и порядок его получения Случаев и способов получения налоговых вычетов.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка. Особенности развития страхового рынка в
России. Обязательное и добровольное страхование.
Классификация
страховых
продуктов,
условия
осуществления
различных
видов
страхования.
Обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой полис. Условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении
страховых случаев. Особенности выбора страховой компании. Страховые компании РФ и Свердловской
области.
11 КЛАСС
Понятие малого и среднего бизнеса. Порядок формирования уставного капитала, структура доходов и
расходов. Структура доходов и расходов, порядок расчѐта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского
учѐта. Функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия. Профессии в сфере бизнеса. Подготовка
специалистов в ВУЗах. Порядок расчѐта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их
снижение. Предприятия малого и среднего бизнеса Челябинской области.
Инвестиции, инвестирование. Инвестиционный портфель, стратегия инвестирования. Инвестиционный
инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля. Финансовый риск, доходность. Финансовая пирамида,
признаки финансовой пирамиды. Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых
операций. Способы защиты от финансовых мошенничеств,
Пенсия, пенсионная система. История развития пенсионной системы России. Пенсионный фонд,
управляющая компания. Негосударственное пенсионное обеспечение. Негосударственные пенсионные фонды
РФ и Челябинской области. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по
старости. Программы пенсионного обеспечения. Льготные пенсии в РФ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов и тем
программы
Банковская
система
Фондовый
рынок
Налоговая
система
Страховой
рынок
Итого за год
Количество часов
Всего
Контрольные
Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
8
1
http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
6
1
http://be.economicus.ru
8
1
12
1
34
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов и тем
программы
Введение
Собственный
бизнес
Финансовые
риски
и
стратегии
инвестирования
Пенсионная
система
Итого за год
Количество часов
Всего
Контрольные
Практические
работы
работы
1
1
10
1
11
1
11
1
33
4
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
http://www.mshr-ngo.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Для реализации программы используются учебники, допущенные
к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858:
авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая
грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В.
Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018) в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Содержание социально-гуманитарного образования в современном
обществе и закономерности его становления: Монография / ФГНУ
«Институт
содержания и методов обучения РАО» / науч. ред. Л.Н. Боголюбов. – М.;
СПб: Нестор-История, 2014.
2.
Словарь по обществознанию : учебное пособие для абитуриентов
вузов
/ Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; под ред. Ю.Ю.
Петрунина. – М.: КДУ, 2006.
3. Лобанов, И.А. Изучение обществознания в условиях усиления влияния
средств массовой информации на сознание и поведение подростков:
новые возможности и новые риски / И.А. Лобанов //Преподавание
истории и обществознания в школе. – 2020. – No 2. – С. 46–50.
4.
Рутковская,
Е.Л.
Финансовая
грамотность
как
компонент
функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий //
Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – No 4 (61). – С.
98–111.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской
Федерации http://www.gov.ru
1. Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
2. Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznayprezidenta.ru
3. Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация http://www.gks.ru
5. Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института
«Экономическая школа» http://economicus.ru
6. 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
7. Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
8. Вопросы школьного экономического образования: международный
учебно- методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
9. Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
10.Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь»
http://www.economics.ru
11.Информационно-аналитический портал «Наследие»
http://www.nasledie.ru
12.Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
13.Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу
http://www.aup.ru/books/
14.Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
15.Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
16.11. Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П.
Данилова http://danur-w.narod.ru
17.Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
18.Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
19.Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
http://www.opec.ru
20.Открытые курсы бизнеса и экономики
http://www.college.ru/economics/
21.Права человека в России http://www.hro.org
22.Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России
http://www.ifap.ru
23.Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
24.Соционет: информационное пространство по общественным наукам
http://socionet.ru
25.СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог
российских СМИ http://www.smi.ru
26.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
официальный сайт http://ombudsman.gov.ru