ВД Россия - моя история СОО-23

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

МБОУ СОШ № 82

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Заместитель

Директор

Миронова Л.А.

директора по УВР

Туканова Л.А.

Кудрявцева М.А.
Протокол № 1 от

«30» 08 2023 г.

«30» 08. 2023 г.

Приказ № 424-од от
«01» 09. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»
для обучающихся 10 классов

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА












Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам основного общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, направленных письмом
Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №
82, утвержденной приказом от 31.08.2023 № 424-од, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления

педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные
в программе элементы содержания

и алгоритм деятельности обучающихся могут быть

конкретизированы (наполнены содержанием, имеющим отношение к истории конкретного
региона) с учетом существующих условий школьной информационнообразовательной среды
и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы
по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных
цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры РФ, Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о
наиболее значимых событиях, личностях и историкокультурных объектах российской и
региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них
поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть
оформлены и представлены для презентации и оценки в рамках выполнения:
–

учебных исследований и проектов по учебному предмету «История

России»;
–

предметного

или

междисциплинарного

являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.

«индивидуального

проекта»,

Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность

курса

Отечества»обусловлена

внеурочной

необходимостью

деятельности
формирования

«Мой

край

российской

в

истории

гражданской

и

культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности
различных регионов и народов России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного
подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края,
региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения,
нацеливающих школу на:
–

включение

изучения

региональной

внеурочную деятельность и/или программы

истории
воспитания

во

в

общеобразовательных организациях;
–

активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих

музеев для проведения занятий по региональной истории;
–

формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через

обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины,
родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к организации
деятельности обучающихся, которые нацеливают их на активную поисковую и проектноисследовательскую деятельность, формирующую умения работать с многообразными
источниками исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета
«География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной
истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории
родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован

на формирование

российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб
различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции
по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
–

расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к

отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из
истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся
земляков;

–

дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории

и

географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических
судеб различных регионов и народов России;
–

способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как

жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории;
–

формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание

отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории
своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов;
–

формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории»

посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах
искусства, науки, экономики, политики и др.;
–

формировать

у

обучающихся

способность

определять

и

оценивать

исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социальноэкономическое и культурное развитие России;
–

развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования,

картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений
посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края;
–

способствовать

развитию

у

обучающихся

понимания

необходимости

сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития
его

экономического

и

человеческого

потенциала,

укрепления

его

экологической

безопасности;
–

формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями

и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и
малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение
одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности
педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов –
личностных, метапредметных, предметных.
Программа

носит

историко-просветительскую

и

гражданскопатриотическую

направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров
воспитания на уровне среднего общего образования:
–

осознанное

принятие

обучающимся

идентичности в поликультурном, многонациональном и

своей

российской

гражданской

многоконфессиональном российском обществе;
–

понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и

будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
–

сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-

нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве,
к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества;
–

проявление обучающимися уважения к историческому и культурному

наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих на территории родного края и малой родины.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–

гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории

традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
–

патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России;
–

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие

сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных
ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение
устойчивого будущего;
–

эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся

культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов;

–

физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее

сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление

об идеалах

гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в
современную эпоху;
–

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения

трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и
результатам

трудовой

деятельности

человека;

представление

о

разнообразии

существовавших в прошлом и современных профессий;
–

экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия

людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды;
–

ценность

научного

познания:

сформированность

мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма,
готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере
истории.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–

базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий

решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять
закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего;
–

базовые

исследовательские

действия:

владеть

навыками

учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу,
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в
соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
–

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной

исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; высказывать суждение
информации источника; создавать тексты

о достоверности и значении

в различных форматах с учетом назначения

информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,

раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою
точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
–

совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать

и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты

по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой
вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–

самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план
реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–

самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
–

эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и

других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
–

принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его

мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–

освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях

отечественной истории;
–

понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской

истории;
–

освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его

народов в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу
своего края (региона) и страны в целом;

–

умение соотносить события истории родного края и истории России,

характеризовать особенности развития культуры народов своего края;
–

знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей,

прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в
различных областях деятельности;
–

умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию,

интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений,
процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и
России;
–

умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на

фактический материал региональной и российской истории;
–

владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности

исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;
–

умение

защищать

историческую

правду,

готовность

давать

отпор

фальсификациям российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область науки
представляет собой совокупность исторических, географических и естественно-научных
знаний об отдельных местностях страны. Важность комплексного изучения объектов
региональной/локальной истории силами местного населения с целью познания общества и
окружающего мира, осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения, научнопопуляризаторской деятельности и научного познания исторических явлений, событий,
процессов, относящихся к различным этапам истории края. Историко-биографическая
составляющая как важный элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью выдающихся
земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте и
непосредственной связи с административно-территориальным устройством Руси – России –
СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края. Работа с
традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и
использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ,
«сетевые» и др.).

Портал

открытых

данных

Министерства

культуры

Российской

Федерации

(https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о достопримечательных местах
России и края.
Электронная

археологическая

карта

России

(Археолог.РУ)

как

важнейший

информационный ресурс для изучения археологического наследия страны и региона.
Специфика поиска, анализа и отбора информации на цифровых археологических картах
России и регионов (Maps-RF.ru,
Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных, муниципальных и
школьных краеведческих музеев и библиотек, современных интерактивных цифровых
информационных

ресурсов

(Археолог.РУ,

Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и
средневековой истории (7 ч)
Мой

край

в

догосударственный

период

российской

истории

(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного развития
человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему,

от первобытного

общественного устройства к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э.в древних письменных исторических
источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.Географическое
расположение и природно-климатические особенности края. Влияние природного фактора на
хозяйственную деятельность местного населения. Коренные жители на территории края
(аборигены, старожилы) и особенности их общественной организации и культуры. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)

на территории края в

древнейшие времена. Специфика цивилизационного развития на территории края:
этнический

состав,

общественное

устройство,

хозяйственный

и

бытовой

уклады,

верования/обычаи, традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в данный исторический период: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания и др.
Объекты археологического наследия на территории края от первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный века) и связанные с ними процессы и события древнейшей
истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства

(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в. Специфика
цивилизационного

развития

на

территории

моего

края

в

период

существования

Древнерусского государства: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ – начала ХII в.:
миграционные

процессы;

внешние

завоевания;

культурные нововведения и др. Вопрос

социальноэкономические

изменения;

о взаимодействии старожилов и переселенцев

(пришлых народов) на территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми для
региональной истории и истории Руси/России военными сражениями и включающие в себя
мемориальные объекты и фоновые пространства (ландшафты). Историческая реконструкция
как процесс и результат воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и важность
сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест края и достоверной
исторической реконструкции знаковых событий региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историкокультурное
значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси IX –
XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания специфики
человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец

ХV в.

Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период политической
раздробленности Руси: этнический состав, общественное (политическое) устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование,
научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII – конце XV в.:
природно-климатические
внутриполитические

изменения;

процессы;

миграционные

процессы;

социальноэкономические

внешние

изменения;

завоевания;
культурные

нововведения и др. Вопрос
народов)

о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых

на территории края в данный исторический период. Историческое значение

данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края и связанные
с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и Руси XII – конца
XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с
коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края в Новое время (ХVI –
начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период централизации: этнический
состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады,
верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI – XVII вв.:
миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного
времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального управления единого Российского государства, характер
и механизмы взаимоотношений. Вопрос

о взаимодействии старожилов и переселенцев

(пришлых народов) на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края и связанные с
ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVI –
XVII вв.

Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав единого Российского государства. Роль и значение моего края в цивилизационном
развитии и истории единого Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХв. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период существования Российской
империи: этнический состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII – начале ХХв.:
миграционные процессы; внешние завоевания; политические, социально-экономические,
культурные процессы и реформы. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в
годы Первой мировой войны: историческое значение данных событий для развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХв.: регион в системе имперского
административно-территориального управления, характер и механизмы взаимоотношений
региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХв. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVIII – начала ХХв.: современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVIII –
начала ХХв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав Российской империи. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и
истории Российской империи (XVIII – начало ХХв.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ –
ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг. Специфика
социально-экономического, политического и культурного развития на территории моего края
в советский период истории: этнический состав, политическое и общественное устройство,
экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная культура, народное
творчество, верования, обычаи/традиции.

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в довоенный период
(1917–1941 гг.): политические, социально-экономические и культурные реформы советской
власти, процессы индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край
в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю региона. Вклад
региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и милитаристской
Японией. Выдающиеся соотечественники (земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные
объекты и памятные места на территории края, связанные с увековечиванием боевого и
трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное
состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данного периода для
развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
период

(1945–1991

гг.):

политическое,

социальноэкономическое

в послевоенный
и

культурное

реформаторство в СССР, процессы урбанизации и научно-технической революции.
Историческое значение данного периода для развития региона.
СССР

и

мой

край

в

1917–1991

гг.:

регион

в

системе

административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на
территории края в советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную историю края и
СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР

в 1945–1991 гг.:

достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного,
научно-технологического, инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
достижения региона

в

сферах

межнациональных

отношений, науки,

образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав СССР: исторический феномен «советский народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е годы:
политические, социально-экономические и культурные реформы и их результаты. Мой край
1990-х гг.: историческое значение данного периода для развития региона.
Специфика социально-экономического, политического и социокультурного развития
на

территории

моего

края

в

2000–2013

гг.

Сравнительный

анализ

показателей

демографического, финансового, промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми

годами. Изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни
жителей региона.
Основные

направления

и

характерные

черты

социально-экономического,

политического и социокультурного развития на территории моего края

с 2014 года по

настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–
2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты
участия региона в национальных проектах и федеральных программах. Факторы,
оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие региона в
настоящее время. Вопрос о социальной эффективности реализуемых в регионе проектов и
программ.
Мой край в системе административно-территориального управления Российской
Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края с 1990-х гг. по настоящее
время. Ресурсный потенциал (природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и
перспективные направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные объекты на территории
края, связанные с увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления уважения к
героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, аграрного,
научно-технологического,

инфраструктурного

развития,

в

сферах

межнациональных

отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития родного края.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Темы
Специфика изучения
региональной истории

Количество
часов
1

Основное содержание
Региональная история как

Основные виды деятельности
обучающихся

как область исторических,

Давать определение понятиям/ терминам:
региональная история; краеведение;
историческое краеведение; регион;
достопримечательное (памятное) место.

географических и естественно-

Осуществлять поиск, критический анализ,

научных знаний об отдельных

отбор и обобщение информации,

местностях страны.

раскрывающей значение основных

Изучение достопримечательных

терминов по теме. Характеризовать

(памятных) мест края как неотъемлемый

современное состояние региона как

элемент историкокраеведческой

субъекта Российской Федерации

деятельности. Мой край в современную

(административные границы, численность и

эпоху как один из 89 субъектов

состав населения). Давать

Российской Федерации.

аргументированную оценку тезисам о

междисциплинарная отрасль
исторического познания. Краеведение

Основные источники информации
изучения истории родного края

для необходимости:
– комплексного изучения объектов

15

приводить аргументы использования того
или иного источника информации

2

Цивилизационное
развитие на
территории края в
периоды древней и
средневековой
истории

7

Цивилизационное развитие от
присваивающего типа хозяйства к
производящему, от первобытного
общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н.
э. в древних письменных исторических
источниках.
Современная научная информация об
истории края до IХ в. н. э. Влияние
природного фактора на хозяйственную
деятельность местного населения.
Коренные жители и особенности их
общественной организации и культуры

Давать определение понятиям/ терминам:
первобытность; цивилизация;
цивилизационное развитие; объект
археологического наследия; исторический
источник. Осуществлять поиск,
критический анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц содержания
по теме. Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
древнейшие времена (до IХ в. н. э.) в
цифровом формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики. Характеризовать
особенности взаимодействия старожилов
и переселенцев (пришлых народов)

16

Специфика цивилизационного развития на
территории края:
этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный и бытовой

на территории края в древнейшие времена

уклады, верования/обычаи, традиции.

(до IХ в. н. э.).

Факторы, наиболее влиявшие на развитие
края: природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др. Объекты
археологических раскопок на территории
края от первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события
древней и средневековой истории

Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края с
первобытности до IХ в. н. э. в виде планасхемы, карты.
Оценивать историко-культурную ценность
объектов археологического наследия края
в древнейшие времена (до IХ в. н. э.),
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению
и развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации)

17

Основные письменные источники для

Давать определение понятиям/ терминам:

изучения региональной истории IХ – начала Древнерусское государство, мемориальный
ХII в.

объект; историческая личность,

Современная научная информация об

историческая реконструкция.

истории края в IХ – начале ХII в.

Осуществлять поиск, критический

Специфика цивилизационного
развития края в период Древнерусского

анализ, отбор и обобщение

государства: этнический состав,

информации, раскрывающей значение

общественное устройство, хозяйственный и

основных терминов и единиц

бытовой уклады, верования,

содержания по теме.

обычаи/традиции, фольклор.

Систематизировать сведения об

Факторы, наиболее влиявшие на развитие
края в IХ – начале ХII в.: миграционные
процессы; внешние завоевания;
социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.

особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период существования
Древнерусского государства (IX – XII
вв.) в цифровом формате

в виде

тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую

18

Объекты археологического наследия на

интерпретацию) важных процессов в

территории края IX – XII вв. и связанные с

истории края IX – XII вв. в виде плана-

ними процессы, события, исторические

схемы, карты.

личности.

Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости: – сохранения
территории и ландшафтов
достопримечательных

Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями IX – XII вв.:
современное состояние и историкокультурное значение.

Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.

мест края и достоверной исторической
реконструкции знаковых событий
региональной истории;
– целенаправленного изучения вопроса о
роли личности в истории применительно
к
каждому
этапу
цивилизационного/исторического
развития

19

Основные письменные источники для

Давать определение понятиям/ терминам:

изучения региональной истории ХII – конца

политическая раздробленность; ордынское

ХV в.

нашествие; ордынский период русской

Современная научная информация об
истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного развития на
территории моего края в период
политической раздробленности Руси:
этнический состав, общественное
(политическое) устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,

истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц
содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края

20

образование, научные знания. Факторы,
наиболее влиявшие на развитие края в XII
– конце XV в.: природно-климатические
изменения; миграционные процессы;
внешние завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные нововведения и др.

в период политической раздробленности
Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края ХII – конца ХV в. в виде планасхемы, карты. Характеризовать
особенности взаимодействия старожилов

21

Объекты археологического XII – конца XV
в. на территории края и связанные с ними
процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями XII –конца XV
в.: современное состояние и историко-

и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в IX – ХV вв. Составлять
краткое письменное описание
деятельности выдающихся земляков края
IX – ХV вв. по схеме «биография –
личные качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения

культурное значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их вклад в
историю края и Руси XII – конца XV в.

22

Вопрос об общности исторических судеб

исторических событий, фото

прото- и восточнославянских народов с

исторических документов и др.)

коренными народами моего края.

Приводить примеры наиболее

Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.

известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями в
российской истории IX – ХV вв.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края IX – ХV
вв., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению
и развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
– об общности исторических судеб прото- и
восточнославянских народов с коренными
народами моего края

23

в периоды древней и средневековой
истории;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Представлять результаты
поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с древности до
конца XV в. в виде миниисследования и
мини-проекта для публичной презентации
и обсуждения

24

3

Исторические события
и процессы на
территории края в
Новое время (ХVI –
начало ХХ в.)

10

Основные письменные источники для
изучения региональной истории XVI –
XVII вв.

Давать определение понятиям/ терминам:

Современная научная информация об

время; Земский собор.

централизованное государство; сословнопредставительная

монархия;

Смутное

истории края XVI – XVII вв. Специфика

Осуществлять поиск, критический анализ,
цивилизационного развития края в период
отбор и обобщение информации,
создания и укрепления единого Российского раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.
государства.
Факторы, наиболее влиявшие

на развитие края в XVI – XVII вв. Мой край
в период Смутного времени начала XVII в.:
историческое значение данного периода для
развития региона. Московская Русь –
Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в
системе административнотерриториального управления единого
Российского государства, характер и
механизмы взаимоотношений

Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период единого Российского государства
(XVI – XVII вв.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края XVI – XVII вв. в виде плана-схемы,
карты.

25

Объекты археологического

Характеризовать особенности

наследия XVI – XVII вв. края и

взаимодействия старожилов и

связанные с ними процессы,

переселенцев (пришлых народов) на

события, исторические личности.

территории края в XVI – XVII вв.

Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные с историческими
событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение

Составлять краткое письменное описание

Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и России XVI –
XVII вв.

деятельность», сопровождая текст

деятельности выдающихся земляков края
XVI – XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –

иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий,

26

Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства. Роль и
значение моего края в
цивилизационном развитии и истории
единого Российского государства XVI –
XVII вв.

фото исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями в
российской истории XVI – XVII вв.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края XVI –
XVII вв., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:

27

–
об общности
исторических судеб народов моего края
и народов, вошедших в состав единого
Российского государства;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии и
истории России XVI – XVII вв.

Основные письменные источники для

Давать определение понятиям/ терминам:

изучения региональной истории XVIII –

империя; самодержавие; Просвещение;

начала ХХ вв.

Отечественная война; думская монархия;

Современная научная информация об

революция; Первая мировая война.

истории края XVIII – начала ХХ в.

Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц
содержания по теме. Систематизировать
сведения об особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) в цифровом

Специфика цивилизационного развития на
территории края в период Российской
империи.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVIII – начале
ХХ в.

28

Мой край во время Отечественной войны
1812 года и в годы Первой мировой войны:
историческое значение данных событий

для развития региона.

формате в виде тезисов, таблиц, схем,

Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра в XVIII
– начале ХХ в.

инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края XVIII – начала ХХ в.

Объекты археологического наследия XVIII
– начала ХХ в. на территории края и
связанные с ними процессы, события,
исторические личности

в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на

Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями XVIII – начала
ХХ в.: современное состояние и историкокультурное значение

территории края в XVIII – начале ХХ
в.
Составлять краткое письменное описание
деятельности выдающихся земляков края
XVIII – начала ХХ в. по схеме «биография –
личные качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения

29

Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и России XVIII –
начала ХХ в.

исторических событий, фото исторических
документов и др.).

Вопрос об общности исторических судеб
народов края и народов, вошедших в состав
Российской империи.

30

Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.

Приводить примеры наиболее известных
мест воинской славы края, раскрывать
связь памятных мест и мемориальных
объектов края со значимыми процессами и
событиями в российской истории XVIII –
начала ХХ в.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края XVIII –
начала ХХ в., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
– об общности исторических судеб народов
моего края и народов, вошедших в состав
Российской империи;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и истории
России XVIII – начала ХХ в. Представлять
результаты поисковоисследовательской
деятельности по региональной истории с
XVI по начало ХХ в. в виде
миниисследования и мини-проекта для
публичной презентации и обсуждения

31

4

Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)

13

Современная научная информация об

Давать определение понятиям/терминам:

истории края 1917–1991 гг. Специфика

социализм; советская власть;

социальноэкономического, политического

индустриализация; коллективизация;

и культурного развития края в советский

культурная революция; Великая

период истории. Факторы, наиболее

Отечественная война; советский народ;

влиявшие на развитие края в довоенный

научнотехническая революция.

период

Осуществлять поиск, критический анализ,
отбор и обобщение информации,
раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.

(1917–1941 гг.). Мой край в период
Гражданской войны

Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние

32

на историю региона. Вклад региона в

Систематизировать сведения об

историческую победу СССР над

особенностях и факторах

фашистской Германией и

цивилизационного развития края в

милитаристской Японией.

советский период истории

Выдающиеся земляки – герои фронта и
тыла. Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные с
увековечиванием боевого и трудового
героизма советского народа в Великой

(1917–1991 гг.) в цифровом формате в виде

Отечественной войне

важных событий и процессов в истории

тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
края 1917–1991 гг. в виде плана-схемы,
карты, виртуальной экскурсии.

на

Характеризовать особенности

развитие края в послевоенный период

взаимодействия старожилов и

(1945–1991 гг.).

переселенцев на территории края в

Историческое значение данного периода

1917–1991 гг.

для развития региона. Мой край в

Составлять краткое письменное описание

системе

деятельности выдающихся земляков края

административно-территориального
управления СССР и РСФСР в 1917–1991
гг.

1917–1991 гг. по схеме

Факторы, наиболее влиявшие

«биография – личные качества –

33

Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и
СССР
деятельность», сопровождая текст
Вклад моего края в
социальноэкономическое развитие СССР в
1945–1991 гг.: достижения региона в
сферах социального,
промышленноиндустриального, аграрного,
научнотехнологического,
инфраструктурного развития

иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее известных
мест воинской славы края, раскрывать
связь памятных мест и мемориальных
объектов края со значимыми процессами и
событиями в советской истории 1917–1991
гг.

Вклад моего края в многонациональную
культуру СССР и РСФСР: достижения
региона в сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.

Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных) мест края
1917–1991 гг., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:

34

Вопрос об общности исторических судеб
народов моего края и народов, вошедших
в состав СССР:
исторический феномен «советский народ»

– об общности исторических судеб
народов моего края и народов, вошедших
в состав СССР и РСФСР; – о важных роли
и значении края в цивилизационном
развитии и истории СССР и РСФСР

Факторы, оказавшие наибольшее

Давать определение понятиям/ терминам:

влияние на развитие региона в 1990-е

парламентаризм; федерализм; вертикаль

годы: политические, социально-

власти; национальные проекты; Крымская

экономические и культурные

весна.

реформы и их результаты.

Осуществлять поиск, критический анализ,
отбор и обобщение информации,
раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.

Мой край в период 1990-х гг.

35

Специфика социальноэкономического,
политического и социокультурного
развития на территории моего края в
2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре и занятости
населения края, в уровне жизни жителей
региона

Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
новейший период истории России (1992 –
начало 2020-х гг.) в цифровом

Основные направления, характерные
черты и результаты
социальноэкономического, политического
и социокультурного развития на
территории моего края с 2014 г. по
настоящее время. Факторы, оказывающие
наибольшее позитивное и негативное
влияние на развитие региона в настоящее
время

формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона на
различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
результаты

в

виде

таблицы,

36

Мой край в системе административно-

инфографики.

территориального управления Российской

Производить визуализацию (историческую

Федерации: характер и механизмы

реконструкцию и картографическую

взаимоотношений региона и центра,

интерпретацию) важных событий и

взаимодействие старожилов и переселенцев. процессов
Ресурсный потенциал (природный,
в истории края
трудовой, материальный, финансовый и
1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы,
пр.) и перспективные направления
карты, виртуальной экскурсии.
развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и переселенцев
на территории края

37

Ими годиться край, ими гордиться Россия:
выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на
территории края, связанные с
увековечением памяти героев и участников
военных действий и освободительных
миссий России 1992–2020-х гг.

в 1992 – начале 2020-х гг.
Составлять краткое письменное описание
деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее известных

38

Вклад края в цивилизационное развитие

мест воинской славы края, раскрывать

России в 1990-е – 2020-е гг.: достижения

связь памятных мест и мемориальных

региона в сферах социального,

объектов края со значимыми процессами и

промышленноиндустриального, аграрного,

событиями в истории России 1992 –

научнотехнологического,

начала 2020-х гг.

инфраструктурного развития, в сферах
межнациональных отношений, науки,
образования,
литературы,
театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.

Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных) мест края
1992 – начала 2020-х гг.,

Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной истории
ХХ – начала ХХI в. в виде
миниисследования и мини-проекта для
публичной презентации и обсуждения

39

5

Ученическая
конференция «Мой
край: прошлое –
настоящее – будущее»

3

Проблематика ученической конференции
«Мой край: прошлое – настоящее –
будущее»: яркие исторические страницы,
современное состояние и перспективы
развития моего региона

Презентация и обсуждение индивидуальных
учебных исследований и проектов,
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной деятельности
«Мой край в истории
Отечества»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».