МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Заместитель
Директор
Миронова Л.А.
директора по УВР
Туканова Л.А.
Кудрявцева М.А.
Протокол № 1 от
«30» 08 2023 г.
«30» 08. 2023 г.
Приказ № 424-од от
«01» 09. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Россия – моя история»
для обучающихся 10 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам основного общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, направленных письмом
Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №
82, утвержденной приказом от 31.08.2023 № 424-од, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные
в программе элементы содержания
и алгоритм деятельности обучающихся могут быть
конкретизированы (наполнены содержанием, имеющим отношение к истории конкретного
региона) с учетом существующих условий школьной информационнообразовательной среды
и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами.
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники и материалы
по истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных
цифровых информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры РФ, Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о
наиболее значимых событиях, личностях и историкокультурных объектах российской и
региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг них
поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты которой могут быть
оформлены и представлены для презентации и оценки в рамках выполнения:
–
учебных исследований и проектов по учебному предмету «История
России»;
–
предметного
или
междисциплинарного
являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
«индивидуального
проекта»,
Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность
курса
Отечества»обусловлена
внеурочной
необходимостью
деятельности
формирования
«Мой
край
российской
в
истории
гражданской
и
культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной общности
различных регионов и народов России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации согласованного
подхода к преподаванию истории субъекта Российской Федерации (истории родного края,
региональной истории) и выполнения задач исторического образования и просвещения,
нацеливающих школу на:
–
включение
изучения
региональной
внеурочную деятельность и/или программы
истории
воспитания
во
в
общеобразовательных организациях;
–
активное привлечение материалов школьных и муниципальных краеведческих
музеев для проведения занятий по региональной истории;
–
формирование многоуровневого восприятия отечественной истории через
обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины,
родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходам к организации
деятельности обучающихся, которые нацеливают их на активную поисковую и проектноисследовательскую деятельность, формирующую умения работать с многообразными
источниками исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России» и учебного предмета
«География», призвана обеспечить целостное восприятие отечественной и региональной
истории посредством обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории
родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован
на формирование
российской общегражданской идентичности, понимание общности исторических судеб
различных регионов и народов России, формирование у обучающихся личностной позиции
по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
–
расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес к
отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым событиям из
истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся
земляков;
–
дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории
и
географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности исторических
судеб различных регионов и народов России;
–
способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности как
жителей своего края и граждан России за счет изучения региональной и локальной истории;
–
формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание
отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории
своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов;
–
формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков – деятелей в сферах
искусства, науки, экономики, политики и др.;
–
формировать
у
обучающихся
способность
определять
и
оценивать
исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое, социальноэкономическое и культурное развитие России;
–
развивать у обучающихся навыки научного исследования и прогнозирования,
картографической интерпретации и реконструкции исторических событий и явлений
посредством привлечения разнообразных источников и материалов по истории родного края;
–
способствовать
развитию
у
обучающихся
понимания
необходимости
сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного края, развития
его
экономического
и
человеческого
потенциала,
укрепления
его
экологической
безопасности;
–
формировать у обучающихся чувство гордости историческими достижениями
и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.) своего родного края и
малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение
одного учебного года в составе разновозрастной группы из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности
педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов –
личностных, метапредметных, предметных.
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров
воспитания на уровне среднего общего образования:
–
осознанное
принятие
обучающимся
идентичности в поликультурном, многонациональном и
своей
российской
гражданской
многоконфессиональном российском обществе;
–
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
–
сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-
нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве,
к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества;
–
проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих на территории родного края и малой родины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В
ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Содержание программы «Мой край в истории Отечества» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории
традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
–
патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России;
–
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие
сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных
ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение
устойчивого будущего;
–
эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся
культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов;
–
физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление
об идеалах
гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в
современную эпоху;
–
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и
результатам
трудовой
деятельности
человека;
представление
о
разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий;
–
экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды;
–
ценность
научного
познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма,
готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере
истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–
базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий
решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять
закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего;
–
базовые
исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу,
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в
соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
–
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; высказывать суждение
информации источника; создавать тексты
о достоверности и значении
в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою
точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
–
совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать
и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты
по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой
вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план
реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–
самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
–
эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и
других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
–
принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории;
–
понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской
истории;
–
освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его
народов в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу
своего края (региона) и страны в целом;
–
умение соотносить события истории родного края и истории России,
характеризовать особенности развития культуры народов своего края;
–
знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей,
прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в
различных областях деятельности;
–
умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию,
интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений,
процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и
России;
–
умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на
фактический материал региональной и российской истории;
–
владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;
–
умение
защищать
историческую
правду,
готовность
давать
отпор
фальсификациям российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область науки
представляет собой совокупность исторических, географических и естественно-научных
знаний об отдельных местностях страны. Важность комплексного изучения объектов
региональной/локальной истории силами местного населения с целью познания общества и
окружающего мира, осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения, научнопопуляризаторской деятельности и научного познания исторических явлений, событий,
процессов, относящихся к различным этапам истории края. Историко-биографическая
составляющая как важный элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью выдающихся
земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте и
непосредственной связи с административно-территориальным устройством Руси – России –
СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края. Работа с
традиционными и цифровыми информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и
использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ,
«сетевые» и др.).
Портал
открытых
данных
Министерства
культуры
Российской
Федерации
(https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о достопримечательных местах
России и края.
Электронная
археологическая
карта
России
(Археолог.РУ)
как
важнейший
информационный ресурс для изучения археологического наследия страны и региона.
Специфика поиска, анализа и отбора информации на цифровых археологических картах
России и регионов (Maps-RF.ru,
Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных, муниципальных и
школьных краеведческих музеев и библиотек, современных интерактивных цифровых
информационных
ресурсов
(Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и
средневековой истории (7 ч)
Мой
край
в
догосударственный
период
российской
истории
(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного развития
человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему,
от первобытного
общественного устройства к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э.в древних письменных исторических
источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.Географическое
расположение и природно-климатические особенности края. Влияние природного фактора на
хозяйственную деятельность местного населения. Коренные жители на территории края
(аборигены, старожилы) и особенности их общественной организации и культуры. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в
древнейшие времена. Специфика цивилизационного развития на территории края:
этнический
состав,
общественное
устройство,
хозяйственный
и
бытовой
уклады,
верования/обычаи, традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в данный исторический период: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания и др.
Объекты археологического наследия на территории края от первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный века) и связанные с ними процессы и события древнейшей
истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в. Специфика
цивилизационного
развития
на
территории
моего
края
в
период
существования
Древнерусского государства: этнический состав, общественное устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ – начала ХII в.:
миграционные
процессы;
внешние
завоевания;
культурные нововведения и др. Вопрос
социальноэкономические
изменения;
о взаимодействии старожилов и переселенцев
(пришлых народов) на территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми для
региональной истории и истории Руси/России военными сражениями и включающие в себя
мемориальные объекты и фоновые пространства (ландшафты). Историческая реконструкция
как процесс и результат воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и важность
сохранения территории и ландшафтов достопримечательных мест края и достоверной
исторической реконструкции знаковых событий региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX – XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историкокультурное
значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси IX –
XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания специфики
человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период политической
раздробленности Руси: этнический состав, общественное (политическое) устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование,
научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII – конце XV в.:
природно-климатические
внутриполитические
изменения;
процессы;
миграционные
процессы;
социальноэкономические
внешние
изменения;
завоевания;
культурные
нововведения и др. Вопрос
народов)
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых
на территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края и связанные
с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и Руси XII – конца
XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских народов с
коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края в Новое время (ХVI –
начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период централизации: этнический
состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады,
верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI – XVII вв.:
миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного
времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального управления единого Российского государства, характер
и механизмы взаимоотношений. Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев
(пришлых народов) на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края и связанные с
ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVI –
XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав единого Российского государства. Роль и значение моего края в цивилизационном
развитии и истории единого Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода региональной
истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХв. Специфика
цивилизационного развития на территории моего края в период существования Российской
империи: этнический состав, политическое и общественное устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII – начале ХХв.:
миграционные процессы; внешние завоевания; политические, социально-экономические,
культурные процессы и реформы. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в
годы Первой мировой войны: историческое значение данных событий для развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХв.: регион в системе имперского
административно-территориального управления, характер и механизмы взаимоотношений
региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХв. на территории края и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные с
историческими событиями XVIII – начала ХХв.: современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVIII –
начала ХХв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав Российской империи. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и
истории Российской империи (XVIII – начало ХХв.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ –
ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг. Специфика
социально-экономического, политического и культурного развития на территории моего края
в советский период истории: этнический состав, политическое и общественное устройство,
экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная культура, народное
творчество, верования, обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в довоенный период
(1917–1941 гг.): политические, социально-экономические и культурные реформы советской
власти, процессы индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край
в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю региона. Вклад
региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и милитаристской
Японией. Выдающиеся соотечественники (земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные
объекты и памятные места на территории края, связанные с увековечиванием боевого и
трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное
состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данного периода для
развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
период
(1945–1991
гг.):
политическое,
социальноэкономическое
в послевоенный
и
культурное
реформаторство в СССР, процессы урбанизации и научно-технической революции.
Историческое значение данного периода для развития региона.
СССР
и
мой
край
в
1917–1991
гг.:
регион
в
системе
административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на
территории края в советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную историю края и
СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР
в 1945–1991 гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного,
научно-технологического, инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
достижения региона
в
сферах
межнациональных
отношений, науки,
образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в
состав СССР: исторический феномен «советский народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е годы:
политические, социально-экономические и культурные реформы и их результаты. Мой край
1990-х гг.: историческое значение данного периода для развития региона.
Специфика социально-экономического, политического и социокультурного развития
на
территории
моего
края
в
2000–2013
гг.
Сравнительный
анализ
показателей
демографического, финансового, промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми
годами. Изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни
жителей региона.
Основные
направления
и
характерные
черты
социально-экономического,
политического и социокультурного развития на территории моего края
с 2014 года по
настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–
2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты
участия региона в национальных проектах и федеральных программах. Факторы,
оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на развитие региона в
настоящее время. Вопрос о социальной эффективности реализуемых в регионе проектов и
программ.
Мой край в системе административно-территориального управления Российской
Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края с 1990-х гг. по настоящее
время. Ресурсный потенциал (природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и
перспективные направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные объекты на территории
края, связанные с увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления уважения к
героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, аграрного,
научно-технологического,
инфраструктурного
развития,
в
сферах
межнациональных
отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Темы
Специфика изучения
региональной истории
Количество
часов
1
Основное содержание
Региональная история как
Основные виды деятельности
обучающихся
как область исторических,
Давать определение понятиям/ терминам:
региональная история; краеведение;
историческое краеведение; регион;
достопримечательное (памятное) место.
географических и естественно-
Осуществлять поиск, критический анализ,
научных знаний об отдельных
отбор и обобщение информации,
местностях страны.
раскрывающей значение основных
Изучение достопримечательных
терминов по теме. Характеризовать
(памятных) мест края как неотъемлемый
современное состояние региона как
элемент историкокраеведческой
субъекта Российской Федерации
деятельности. Мой край в современную
(административные границы, численность и
эпоху как один из 89 субъектов
состав населения). Давать
Российской Федерации.
аргументированную оценку тезисам о
междисциплинарная отрасль
исторического познания. Краеведение
Основные источники информации
изучения истории родного края
для необходимости:
– комплексного изучения объектов
15
приводить аргументы использования того
или иного источника информации
2
Цивилизационное
развитие на
территории края в
периоды древней и
средневековой
истории
7
Цивилизационное развитие от
присваивающего типа хозяйства к
производящему, от первобытного
общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н.
э. в древних письменных исторических
источниках.
Современная научная информация об
истории края до IХ в. н. э. Влияние
природного фактора на хозяйственную
деятельность местного населения.
Коренные жители и особенности их
общественной организации и культуры
Давать определение понятиям/ терминам:
первобытность; цивилизация;
цивилизационное развитие; объект
археологического наследия; исторический
источник. Осуществлять поиск,
критический анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц содержания
по теме. Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
древнейшие времена (до IХ в. н. э.) в
цифровом формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики. Характеризовать
особенности взаимодействия старожилов
и переселенцев (пришлых народов)
16
Специфика цивилизационного развития на
территории края:
этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный и бытовой
на территории края в древнейшие времена
уклады, верования/обычаи, традиции.
(до IХ в. н. э.).
Факторы, наиболее влиявшие на развитие
края: природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др. Объекты
археологических раскопок на территории
края от первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события
древней и средневековой истории
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края с
первобытности до IХ в. н. э. в виде планасхемы, карты.
Оценивать историко-культурную ценность
объектов археологического наследия края
в древнейшие времена (до IХ в. н. э.),
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению
и развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации)
17
Основные письменные источники для
Давать определение понятиям/ терминам:
изучения региональной истории IХ – начала Древнерусское государство, мемориальный
ХII в.
объект; историческая личность,
Современная научная информация об
историческая реконструкция.
истории края в IХ – начале ХII в.
Осуществлять поиск, критический
Специфика цивилизационного
развития края в период Древнерусского
анализ, отбор и обобщение
государства: этнический состав,
информации, раскрывающей значение
общественное устройство, хозяйственный и
основных терминов и единиц
бытовой уклады, верования,
содержания по теме.
обычаи/традиции, фольклор.
Систематизировать сведения об
Факторы, наиболее влиявшие на развитие
края в IХ – начале ХII в.: миграционные
процессы; внешние завоевания;
социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период существования
Древнерусского государства (IX – XII
вв.) в цифровом формате
в виде
тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую
18
Объекты археологического наследия на
интерпретацию) важных процессов в
территории края IX – XII вв. и связанные с
истории края IX – XII вв. в виде плана-
ними процессы, события, исторические
схемы, карты.
личности.
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости: – сохранения
территории и ландшафтов
достопримечательных
Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями IX – XII вв.:
современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.
мест края и достоверной исторической
реконструкции знаковых событий
региональной истории;
– целенаправленного изучения вопроса о
роли личности в истории применительно
к
каждому
этапу
цивилизационного/исторического
развития
19
Основные письменные источники для
Давать определение понятиям/ терминам:
изучения региональной истории ХII – конца
политическая раздробленность; ордынское
ХV в.
нашествие; ордынский период русской
Современная научная информация об
истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного развития на
территории моего края в период
политической раздробленности Руси:
этнический состав, общественное
(политическое) устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц
содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
20
образование, научные знания. Факторы,
наиболее влиявшие на развитие края в XII
– конце XV в.: природно-климатические
изменения; миграционные процессы;
внешние завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные нововведения и др.
в период политической раздробленности
Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края ХII – конца ХV в. в виде планасхемы, карты. Характеризовать
особенности взаимодействия старожилов
21
Объекты археологического XII – конца XV
в. на территории края и связанные с ними
процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями XII –конца XV
в.: современное состояние и историко-
и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в IX – ХV вв. Составлять
краткое письменное описание
деятельности выдающихся земляков края
IX – ХV вв. по схеме «биография –
личные качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
культурное значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их вклад в
историю края и Руси XII – конца XV в.
22
Вопрос об общности исторических судеб
исторических событий, фото
прото- и восточнославянских народов с
исторических документов и др.)
коренными народами моего края.
Приводить примеры наиболее
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Руси IX – XV вв.
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями в
российской истории IX – ХV вв.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края IX – ХV
вв., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению
и развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
– об общности исторических судеб прото- и
восточнославянских народов с коренными
народами моего края
23
в периоды древней и средневековой
истории;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Представлять результаты
поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с древности до
конца XV в. в виде миниисследования и
мини-проекта для публичной презентации
и обсуждения
24
3
Исторические события
и процессы на
территории края в
Новое время (ХVI –
начало ХХ в.)
10
Основные письменные источники для
изучения региональной истории XVI –
XVII вв.
Давать определение понятиям/ терминам:
Современная научная информация об
время; Земский собор.
централизованное государство; сословнопредставительная
монархия;
Смутное
истории края XVI – XVII вв. Специфика
Осуществлять поиск, критический анализ,
цивилизационного развития края в период
отбор и обобщение информации,
создания и укрепления единого Российского раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.
государства.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XVI – XVII вв. Мой край
в период Смутного времени начала XVII в.:
историческое значение данного периода для
развития региона. Московская Русь –
Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в
системе административнотерриториального управления единого
Российского государства, характер и
механизмы взаимоотношений
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период единого Российского государства
(XVI – XVII вв.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края XVI – XVII вв. в виде плана-схемы,
карты.
25
Объекты археологического
Характеризовать особенности
наследия XVI – XVII вв. края и
взаимодействия старожилов и
связанные с ними процессы,
переселенцев (пришлых народов) на
события, исторические личности.
территории края в XVI – XVII вв.
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные с историческими
событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение
Составлять краткое письменное описание
Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и России XVI –
XVII вв.
деятельность», сопровождая текст
деятельности выдающихся земляков края
XVI – XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий,
26
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства. Роль и
значение моего края в
цивилизационном развитии и истории
единого Российского государства XVI –
XVII вв.
фото исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями в
российской истории XVI – XVII вв.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края XVI –
XVII вв., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
27
–
об общности
исторических судеб народов моего края
и народов, вошедших в состав единого
Российского государства;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии и
истории России XVI – XVII вв.
Основные письменные источники для
Давать определение понятиям/ терминам:
изучения региональной истории XVIII –
империя; самодержавие; Просвещение;
начала ХХ вв.
Отечественная война; думская монархия;
Современная научная информация об
революция; Первая мировая война.
истории края XVIII – начала ХХ в.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей значение
основных терминов и единиц
содержания по теме. Систематизировать
сведения об особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период Российской империи (XVIII –
начало ХХ в.) в цифровом
Специфика цивилизационного развития на
территории края в период Российской
империи.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVIII – начале
ХХ в.
28
Мой край во время Отечественной войны
1812 года и в годы Первой мировой войны:
историческое значение данных событий
для развития региона.
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра в XVIII
– начале ХХ в.
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в истории
края XVIII – начала ХХ в.
Объекты археологического наследия XVIII
– начала ХХ в. на территории края и
связанные с ними процессы, события,
исторические личности
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на
Мемориальные объекты и памятные места
на территории края, связанные с
историческими событиями XVIII – начала
ХХ в.: современное состояние и историкокультурное значение
территории края в XVIII – начале ХХ
в.
Составлять краткое письменное описание
деятельности выдающихся земляков края
XVIII – начала ХХ в. по схеме «биография –
личные качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
29
Выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в историю края и России XVIII –
начала ХХ в.
исторических событий, фото исторических
документов и др.).
Вопрос об общности исторических судеб
народов края и народов, вошедших в состав
Российской империи.
30
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.
Приводить примеры наиболее известных
мест воинской славы края, раскрывать
связь памятных мест и мемориальных
объектов края со значимыми процессами и
событиями в российской истории XVIII –
начала ХХ в.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и объектов
археологического наследия края XVIII –
начала ХХ в., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
– об общности исторических судеб народов
моего края и народов, вошедших в состав
Российской империи;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и истории
России XVIII – начала ХХ в. Представлять
результаты поисковоисследовательской
деятельности по региональной истории с
XVI по начало ХХ в. в виде
миниисследования и мини-проекта для
публичной презентации и обсуждения
31
4
Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)
13
Современная научная информация об
Давать определение понятиям/терминам:
истории края 1917–1991 гг. Специфика
социализм; советская власть;
социальноэкономического, политического
индустриализация; коллективизация;
и культурного развития края в советский
культурная революция; Великая
период истории. Факторы, наиболее
Отечественная война; советский народ;
влиявшие на развитие края в довоенный
научнотехническая революция.
период
Осуществлять поиск, критический анализ,
отбор и обобщение информации,
раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.
(1917–1941 гг.). Мой край в период
Гражданской войны
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние
32
на историю региона. Вклад региона в
Систематизировать сведения об
историческую победу СССР над
особенностях и факторах
фашистской Германией и
цивилизационного развития края в
милитаристской Японией.
советский период истории
Выдающиеся земляки – герои фронта и
тыла. Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные с
увековечиванием боевого и трудового
героизма советского народа в Великой
(1917–1991 гг.) в цифровом формате в виде
Отечественной войне
важных событий и процессов в истории
тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
края 1917–1991 гг. в виде плана-схемы,
карты, виртуальной экскурсии.
на
Характеризовать особенности
развитие края в послевоенный период
взаимодействия старожилов и
(1945–1991 гг.).
переселенцев на территории края в
Историческое значение данного периода
1917–1991 гг.
для развития региона. Мой край в
Составлять краткое письменное описание
системе
деятельности выдающихся земляков края
административно-территориального
управления СССР и РСФСР в 1917–1991
гг.
1917–1991 гг. по схеме
Факторы, наиболее влиявшие
«биография – личные качества –
33
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и
СССР
деятельность», сопровождая текст
Вклад моего края в
социальноэкономическое развитие СССР в
1945–1991 гг.: достижения региона в
сферах социального,
промышленноиндустриального, аграрного,
научнотехнологического,
инфраструктурного развития
иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее известных
мест воинской славы края, раскрывать
связь памятных мест и мемориальных
объектов края со значимыми процессами и
событиями в советской истории 1917–1991
гг.
Вклад моего края в многонациональную
культуру СССР и РСФСР: достижения
региона в сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных) мест края
1917–1991 гг., формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их сохранению и
развитию (реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку тезисам:
34
Вопрос об общности исторических судеб
народов моего края и народов, вошедших
в состав СССР:
исторический феномен «советский народ»
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов, вошедших
в состав СССР и РСФСР; – о важных роли
и значении края в цивилизационном
развитии и истории СССР и РСФСР
Факторы, оказавшие наибольшее
Давать определение понятиям/ терминам:
влияние на развитие региона в 1990-е
парламентаризм; федерализм; вертикаль
годы: политические, социально-
власти; национальные проекты; Крымская
экономические и культурные
весна.
реформы и их результаты.
Осуществлять поиск, критический анализ,
отбор и обобщение информации,
раскрывающей значение основных
терминов и единиц содержания по теме.
Мой край в период 1990-х гг.
35
Специфика социальноэкономического,
политического и социокультурного
развития на территории моего края в
2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре и занятости
населения края, в уровне жизни жителей
региона
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
новейший период истории России (1992 –
начало 2020-х гг.) в цифровом
Основные направления, характерные
черты и результаты
социальноэкономического, политического
и социокультурного развития на
территории моего края с 2014 г. по
настоящее время. Факторы, оказывающие
наибольшее позитивное и негативное
влияние на развитие региона в настоящее
время
формате в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона на
различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
результаты
в
виде
таблицы,
36
Мой край в системе административно-
инфографики.
территориального управления Российской
Производить визуализацию (историческую
Федерации: характер и механизмы
реконструкцию и картографическую
взаимоотношений региона и центра,
интерпретацию) важных событий и
взаимодействие старожилов и переселенцев. процессов
Ресурсный потенциал (природный,
в истории края
трудовой, материальный, финансовый и
1992– начала 2020-х гг. в виде планасхемы,
пр.) и перспективные направления
карты, виртуальной экскурсии.
развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и переселенцев
на территории края
37
Ими годиться край, ими гордиться Россия:
выдающиеся соотечественники (земляки) и
их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на
территории края, связанные с
увековечением памяти героев и участников
военных действий и освободительных
миссий России 1992–2020-х гг.
в 1992 – начале 2020-х гг.
Составлять краткое письменное описание
деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты, живописные
изображения исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее известных
38
Вклад края в цивилизационное развитие
мест воинской славы края, раскрывать
России в 1990-е – 2020-е гг.: достижения
связь памятных мест и мемориальных
региона в сферах социального,
объектов края со значимыми процессами и
промышленноиндустриального, аграрного,
событиями в истории России 1992 –
научнотехнологического,
начала 2020-х гг.
инфраструктурного развития, в сферах
межнациональных отношений, науки,
образования,
литературы,
театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Оценивать историко-культурную ценность
мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных) мест края
1992 – начала 2020-х гг.,
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной истории
ХХ – начала ХХI в. в виде
миниисследования и мини-проекта для
публичной презентации и обсуждения
39
5
Ученическая
конференция «Мой
край: прошлое –
настоящее – будущее»
3
Проблематика ученической конференции
«Мой край: прошлое – настоящее –
будущее»: яркие исторические страницы,
современное состояние и перспективы
развития моего региона
Презентация и обсуждение индивидуальных
учебных исследований и проектов,
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной деятельности
«Мой край в истории
Отечества»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
40