МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС
Заместитель директора
по УВР
Директор
Миронова Л.А.
Туканова Л.А.
Кудрявцева М.А.
Протокол № 4 от «09» 01.
2024г.
«09» 01. 2024 г.
Приказ № 214-од от «09»
01. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
5-9 классов
г.Екатеринбург, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
географии
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (задержкой психического развития, далее – ЗПР) на уровне
основного общего образования разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в действующей редакции); требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) (приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025
Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653), в соответствии с
адаптированной основной образовательной программой основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического
развития) МБОУ СОШ №82, утвержденной приказом МБОУ СОШ №82 от 09.01.2024
№214-од.
Рабочая
программа
по
географии дает представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средс твами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение
его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, дает
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность
их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей;
определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программы основного общего образования, требований к результатам обучения геогра
фии, а также основных видов деятельности обучающихся.
География предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социальн
о ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях р
азвития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географи
ческих подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание географии на уровне основного общего образования является базой
для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерно
стей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звено
м в системе непрерывного географического образования, основой
для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей: воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопо
нимания с другими народами на основе формирования целостного географического обр
аза России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических за
дач, проблем повседневной жизни
самостоятельного
с
использованием
географических знаний,
приобретения
новых
знаний; воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню г
еоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в природных к
омплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства
России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рациона
льного использования природных ресурсов, формирование
применения
различных
источников
способности
географической
поиска
и
информации,
в том числе ресурсов сети Интернет, для описания, характеристики, объяснения и оцен
ки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем
различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала,
осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения об
разования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьезн
ой базы географических знаний.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают коррекцио
нные задачи учебного предмета "География", направленные на развитие мыслительной
(в том числе знаково- символической)
и
речевой
деятельности;
повышение
познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать
свою
учебную
деятельность,
использовать
алгоритмы учебных действий; создание
схемы,
шаблоны,
условий для осмысленного
выполнения учебной работы.
Освоение содержания географии на уровне основного общего образования
происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее у
обучающихся с ЗПР в рамках учебного предмета "Окружающий мир".
На изучение учебного предмета отводится 272 часа: в 5 классе – 34 часа, в 6 классе
– 34 часа, в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание обучения в 5 классе представлено в таблице:
Географическое изучение Земли.
Изображения земной поверхности.
Земля - планета Солнечной системы.
Оболочки Земли.
Заключение.
Введение. География наука о планете Земля. История географических открытий.
Планы
местности. Географические карты.
Земля - планета Солнечной системы.
Литосфера - каменная оболочка Земли.
Сезонные изменения в природе своей местности.
Содержание обучения в 6 классе представлено в таблице:
Оболочки Земли.
Заключение.
Гидросфера - водная оболочка
Земли. Атмосфера воздушная оболочка Земли. Биосфера оболочка жизни.
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе.
Природно-территориальные комплексы.
Содержание обучения в 7 классе представлено в таблице:
Главные закономерности природы Земли.
Человечество на Земле.
Материки и страны.
Географическая оболочка. Литосфера
и рельеф
Земли. Атмосфера и климаты Земли.
Мировой океан - основная часть гидросферы.
Численность населения. Страны
и народы мира.
Южные
материки. Северные материки.
Взаимодействие природы и общества.
Содержание обучения в 8 классе представлено в таблице:
Географическое пространство
России.
История формирования и освоения территории России.
Географическое положение и границы России.
Время на территории России.
Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории.
Природа России.
Природные условия и ресурсы России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Климат и климатические ресурсы.
Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы.
Природно-хозяйственные зоны.
Население России.
Численность населения России.
Территориальные особенности размещения населения России.
Народы и религии России.
Половой и возрастной состав населения России.
Человеческий капитал России.
Содержание обучения в 9 классе представлено в таблице:
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства России. Топливноэнергетический комплекс (ТЭК). Металлургический комплекс.
Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс.
Агропромышленный комплекс (АПК). Инфраструктурный компл
екс.
Обобщение знаний.
Регионы России.
Россия в современном мир
е.
Заключение
Западный макрорегион (Европейская часть) России.
Азиатская (Восточная) часть России.
Обобщение знаний.
Россия в современном мире.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Планируемые результаты освоения программы по
географии на уровне
основного общего образования
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовност
ь обучающихся с ЗПР, руководствоваться системой позитивных ценностных ори
ентаций и расширения опыта деятельности на ее основе и в процессе реализаци
и основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. патриотического
идентичности
в
воспитания:
поликультурном
осознание
и
российской
гражданской
многоконфессиональном
обществе,
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины - цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому
и
природному
наследию
и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной
стране; уважение
к символам
России, своего края;
2. гражданского
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального
народа
России,
чувства
ответственности
и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и р
еализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщ
ества, родного края, страны для реализации целей устойчивого
развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообраз
ной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию
и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
3. духовнонравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуа
циях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также
поведение
и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осоз
нания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные
ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения
с учетом осознания последствий для окружающей среды;
4. эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание
роли
этнических
культурных
традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества;
5. ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений
закономерностях
географических
развития
наук
природы
об
и
основных
общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательс
кой культурой как средством познания мира для применения различных источни
ков географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия;
6. физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональ
ного благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к
своему
здоровью
и
установка
на
здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансиро
ванный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюден
ие правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся соц
иальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собс
твенный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии,
признание своего права на
ошибку
и такого
же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять
пропагандировать
правила
здорового,
безопасного
и
и
экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей
среде;
7. трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических
задач
(в
рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, спо
собность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес
к
практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применени
я географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жи
зни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых уме
ний для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории обр
азования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
8. экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний
для
решения
задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий дляокружающей
среды; осознание глобального
характера
экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающе
й среде; осознание своей роли как гражданина
взаимосвязи
природной,
и
потребителя
технологической
и
в
условиях
социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В результате изучения географии на уровне основного общего образов
ания у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальны
е учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, про
цессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учетом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов
и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключени
й, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географическ
их объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнив
ать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостояте
льно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские дейст
вия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания
;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследо
вания;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения
или исследования, оценивать достоверность
полученных
результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процесс
ов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и
интерпретировать
географическую
информацию
различных
видов
и
форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической инфо
рмации;
оценивать надежность географической информации по критериям, предложенным у
чителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспекта
м различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и
высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других уча
стников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как час
ти регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корр
ектировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых
знаний об
изучаемом объекте.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционально
-го интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся сит
уаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям; принятие себя и других:
осознанно
относиться
к
другому
человеку,
его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географически
х проектов, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, догов
ариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географич
еских проектов определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех уча
стников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою ча
сть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координиров
ать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности.
Предметные результаты освоения программы по географии включают
способность обучающихся с ЗПР:
знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах географиче
ских объектов, осознавать
формировании
после
предварительного анализа
качества
жизни
роль
географии
в
человека
и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических зада
ч своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том
числе задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь
объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе
научных дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических закономерностях, о
пределяющих развитие человеческого общества с древности до наших дней в социальн
ой, экономической, политической, научной и культурной сферах;
владеть базовыми географическими понятиями и знаниями географической
терминологии, уметь их использовать для решения учебных и практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на
основе выделения их существенных признаков с опорой на алгоритм учебных
действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их известных
характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту; устанавливать на
основе
алгоритма
учебных
действий
или после предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными, соц
иальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми геогра
фическими явлениями и процессами;
использовать географические знания для описания существенных признаков
разнообразных
явлений
и
процессов
в
повседневной
жизни,
положения
и
взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой на план, ключевые
слова;
объяснять после предварительного анализа влияние изученных географических
объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информац
ии (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных,
практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий, а также
практических задач в повседневной жизни;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, ста
тистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить
и
извлекать
необходимую информацию; определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных де
йствий качественные иколичественные показатели, характеризующие географические о
бъекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам р
азного содержания и другим источникам; выявлять
взаимодополняющую
и
(или)
недостающую,
противоречивую
географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблиц
ы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую дл
я решения учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с и
спользованием плана, презентации (с использованием источников дополнительной инф
ормации (картографических, интернет-ресурсов);
уметь оценивать после предварительного анализа характер взаимодействия
деятельности
человека
и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции у
стойчивого развития; решать с опорой на алгоритм учебных действий практические зад
ачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере экономической
географии
для
определения
качества
жизни
человека, семьи и
финансового благополучия.
К концу 5 класса обучающийся научится:
приводить с помощью учителя примеры: географических объектов, процессов и
явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
методов исследования, применяемых в географии;
выбирать
с
помощью
(картографические,
учителя
источники
географической
информации
текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-
ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и
важнейших географических исследований современности;
находить с помощью учителя информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
иметь представление о вкладе великих путешественников в географическое изучени
е Земли;
описывать
и
сравнивать
после
предварительного
анализа
маршруты
путешествий с использованием наглядной опоры (схемы, карты, презентации, план и
их
другое);
находить в различных источниках информации (включая интернетресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских
путешественников и
исследователей в развитие знаний о Земле;
определять с помощью учителя направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать с опорой на алгоритм учебных действий условные обозначения плано
в местности и географических карт для получения информации, необходимой для
решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
применять с опорой на источник информации понятия "план местности", "географи
ческая карта", "аэрофотоснимок", "ориентирование на местности", "стороны горизонта
", "горизонтали", "масштаб", "условные знаки" для решения учебных
и практико-
ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации понятия "план местности" и "географи
ческая карта", "параллель" и "меридиан";
приводить с опорой на
источник информации примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять с помощью учителя причины смены дня и ночи и времен года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
описывать с опорой на план внутреннее строение Земли;
различать с опорой на источник информации понятия "земная кора", "ядро", "манти
я", "минерал" и "горная порода", "материковая земная кора" и "океаническая земная
кора";
различать с опорой на источник информации изученные минералы и горные породы
, материковую и океаническую земную кору;
показывать с помощью учителя на карте и обозначать на контурной карте материки
и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать с опорой на источник информации горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику с опорой
на план; иметь представление о причинах землетрясений и вулканических извержений;
применять с помощью учителя понятия "литосфера", "землетрясение", "вулкан",
"литосферная
плита", "эпицентр землетрясения" и "очаг землетрясения" для решения учебных и (или
) практико- ориентированных задач;
применять с помощью учителя понятия "эпицентр землетрясения" и "очаг
землетрясения" для решения познавательных задач;
иметь представления о проявлениях в окружающем мире внутренних и внешних пр
оцессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий острова по происхожден
ию;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных явлени
й в литосфере и средств их предупреждения; изменений в литосфере в результате деяте
льности человека на примере своей местности, России и мира; актуальных проблем сво
ей местности, решение которых невозможно без участия представителей географическ
их специальностей, изучающих литосферу; примеры действия внешних
рельефообразования
и
наличия
полезных
ископаемых
процессов
в
своей
местности; представлять с помощью учителя результаты фенологических наблюдений
и наблюдений за погодой в различной форме
(табличной,
графической, географического описания).
К концу 6 класса обучающийся научится:
описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте
России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов
для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах природы
Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач, и извлекать ее из различных источников;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных природных
явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать
с
помощью
учителя
инструментарий
(способы)
получения
географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных частей Миров
ого океана;
применять с помощью учителя понятия "гидросфера", "круговорот воды", "цунами"
, "приливы и отливы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты гидросферы
(моря, озера, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
различать с опорой на источник информации питание и режим рек;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам;
различать с опорой на источник информации понятия "грунтовые, межпластовые и
артезианские воды" и применять
их
для
решения учебных
и
(или)
практико-
ориентированных задач;
устанавливать с помощью учителя причинноследственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного
бассейна;
приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения м
ноголетней мерзлоты;
иметь представление о причинах образования цунами, приливов и отливов;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение атмосферы;
определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения температуры воздуха,
количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического
положения
использованием
знаний
объектов;
об
амплитуду
температуры
особенностях
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для
воздуха
с
отдельных
решения учебных
и практических задач;
объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных осадков; на
правление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и
распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха; климаты Земл
и; климатообразующие факторы;
устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием земной поверхн
ости и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной
влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы в пунктах,
расположенных
на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земно
й поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
различать с опорой на источник информации: виды атмосферных осадков; понятия
"бризы" и "муссоны",
понятия
"погода"
и
"климат",
понятия
"атмосфера",
"тропосфера", "стратосфера", "верхние слои атмосферы";
применять с помощью учителя понятия "атмосферное давление", "ветер", "атмосфе
рные осадки", "воздушные массы" для
решения учебных
и (или)
практико-
ориентированных задач;
иметь представление о глобальных климатических изменениях для решения
учебных и (или) практико- ориентированных задач;
проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий: температуры
воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием
аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и
представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
иметь представление о границах биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры приспособления живых орга
низмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать с опорой на источник информации растительный и животный мир разных
территорий
Земли; объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи компонентов пр
ироды в природно- территориальном комплексе;
сравнивать с опорой на источник информации особенности растительного и животн
ого мира в различных природных зонах;
применять понятия "почва", "плодородие почв", "природный комплекс", "природнотерриториальный комплекс", "круговорот веществ в природе" для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в различных
природных
зонах; приводить с опорой на источник информации примеры изменений в изученных г
еосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей мес
тности, путей решения существующих экологических проблем.
К концу 7 класса обучающийся научится:
описывать после предварительного анализа по географическим картам и глобусу ме
стоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных
задач; иметь представление о строении и свойствах (целостность, зональность, ритмич
ность) географической оболочки;
определять с опорой на алгоритм учебных действий природные зоны по их
существенным
признакам; различать с помощью учителя изученные процессы и явления, происходящ
ие в географической оболочке;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в геосферах в рез
ультате деятельности человека;
описывать после предварительного анализа закономерности изменения в пространс
тве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять с помощью учителя взаимосвязи между компонентами природы в предела
х отдельных территорий с использованием
различных источников географической информации;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с
учетом
характера взаимодействия и типа земной коры; устанавливать (используя географическ
ие карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных
форм рельефа;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий воздушные массы
Земли, типы климата по заданным показателям;
иметь представление об образовании тропических муссонов, пассатов тропических
широт, западных ветров;
применять с опорой на справочный материал понятия "воздушные массы", "муссон
ы", "пассаты", "западные ветры", "климатообразующий фактор" для решения учебных
и (или) практико- ориентированных задач;
описывать с опорой на план климат территории по климатограмме;
объяснять с помощью учителя влияние климатообразующих факторов на
климатические особенности территории;
иметь представления о последствиях изменений компонентов природы в результате
деятельности человека с
использованием
разных источников географической
информации;
различать после предварительного анализа океанические течения;
сравнивать температуру и соленость поверхностных вод Мирового океана на разны
х широтах с использованием различных источников географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солености и органического
мира
Мирового
океана
с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников геогр
афической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли
человеком на основе анализа различных источников географической информации для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать после предварительного анализа: численность населения
крупных стран мира; плотность населения различных территорий;
применять понятие "плотность населения" для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
различать с опорой на алгоритм учебных действий городские и сельские поселения;
приводить с опорой на источник информации примеры: крупнейших городов мира;
мировых и национальных религий;
проводить с опорой на план языковую классификацию народов;
различать после предварительного анализа основные виды хозяйственной деятельн
ости людей на различных территориях;
определять после предварительного анализа страны по их существенным признака
м;
сравнивать после предварительного анализа особенности природы и населения, мат
ериальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям регионов и отдельных стран;
иметь представление об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных
территорий; использовать с помощью учителя знания о населении материков и стран д
ля решения различных учебных и практикоориентированных задач; выбирать с помощью учителя источники географической инфо
рмации
(картографические,
статистические,
текстовые, видео-
и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенност
ей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблицы, граф
ика, географического описания) географическую информацию, необходимую для реше
ния учебных и практико-ориентированных задач;
использовать
информацию
об
особенностях
природы,
населения
и
его
хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или
нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач;
приводить с опорой на источник информации примеры взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий;
иметь представление о глобальных проблемах человечества (экологическая,
сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на
локальном
и
региональном
уровнях
и
приводить
с опорой на источник информации примеры международного сотрудничества по их пре
одолению.
2.5.2.7 К концу 8 класса обучающийся научится:
характеризовать с опорой на алгоритм учебных действий основные этапы истории
формирования и изучения территории России;
находить после предварительного анализа в различных источниках информации
факты,
позволяющие определить вклад
российских
ученых
и
путешественников в освоение страны;
характеризовать с опорой на план географическое положение России с
использованием информации из различных источников;
иметь представление о федеральных округах, крупных географических районах и м
акрорегионах России;
приводить с опорой на источник информации примеры субъектов Российской Феде
рации разных видов и показывать их на географической карте;
иметь представление о влиянии географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать с помощью учителя знания о государственной территории и исключит
ельной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и
зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
иметь представление о степени благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
проводить
после
предварительного
анализа
классификацию
природных
ресурсов; иметь представление о типах природопользования;
выбирать и использовать с помощью учителя источники географической информац
ии (картографические,
компьютерные
статистические,
базы
текстовые,
видео-
и
фотоизображения,
данных) для решения различных учебных и практико-
ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических с
труктур, слагающих территорию; объяснять закономерности
распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных
природных явлений на территории страны;
сравнивать и объяснять после предварительного анализа особенности компонентов
природы отдельных территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий,
об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территори
й для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть с опорой на источник информации географические процессы и явления, о
пределяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;
иметь представление о распространении по территории страны областей
современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять с помощью учителя понятия: "плита", "щит", "моренный холм",
"бараньи
лбы",
"бархан", "дюна", "солнечная радиация", "годовая амплитуда температур воздуха", "воз
душные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации понятия "испарение", "испаряемость",
"коэффициент увлажнения"; использовать их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
описывать и прогнозировать после предварительного анализа погоду территории по
карте
погоды; использовать с помощью учителя понятия "циклон", "антициклон", "атмосфер
ный фронт" для объяснения особенностей погоды
отдельных
территорий с
помощью карт погоды;
проводить после предварительного анализа классификацию типов климата и почв
России; иметь представление о показателях, характеризующих состояние окружающей
среды;
показывать с опорой на источник информации на карте и (или) обозначать на
контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии
России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и областей, природнохозяйственных
зон
в
пределах
страны;
Арктической
зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить с опорой на справочный материал примеры: мер безопасности, в том
числе
для
экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; р
ационального и нерационального природопользования; особо охраняемых природных
территорий
России
и
своего
края, животных и
растений,
занесенных
в
Красную книгу России;
выбирать с помощью учителя источники географической информации (картографич
еские, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
приводить с опорой на справочный материал примеры адаптации человека к
разнообразным природным условиям на территории страны;
сравнивать после предварительного анализа показатели воспроизводства и качества
населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
иметь представление о демографических процессах и явлениях, характеризующих д
инамику численности населения России, ее отдельных регионов и своего края;
проводить после предварительного анализа классификацию населенных пунктов и
регионов России по заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и
сельском
населении,
этническом
и
религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий в контексте
реальной жизни;
применять с помощью учителя понятия "рождаемость", "смертность", "естественны
й прирост населения", "миграционный прирост населения", "общий прирост
населения",
"плотность
населения", "основная полоса (зона) расселения", "урбанизация", "городская агломерац
ия", "поселок городского типа", "половозрастная структура населения", "средняя прогн
озируемая продолжительность жизни", "трудовые ресурсы", "трудоспособный возраст",
"рабочая сила", "безработица", "рынок труда", "качество населения" для решения учеб
ных и (или) практико-ориентированных задач;
представлять после предварительного анализа в различных формах (таблица,
график,
географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения уч
ебных и (или) практико- ориентированных задач.
2.5.2.8. К концу 9 класса обучающийся научится:
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информац
ии (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенн
остей населения и (или) хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географическог
о описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
выбирать и использовать информацию из различных географических источников
(картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и п
рактикоориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий: сравнивать и оценива
ть влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных
регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников
энергии (ВИЭ);
классифицировать после предварительного анализа субъекты Российской Федераци
и по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из допо
лнительных источников; выделять информацию, которая является противоречивой или
может быть недостоверной;
иметь представление об изученных географических объектах, процессах и
явлениях:
хозяйство
России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и у
словия размещения производства, современные формы размещения производства), вал
овой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс
человеческого
развития
(ИЧР)
как
показатели
уровня развития страны и ее регионов, природноресурсный, человеческий и производственный капитал, топливноэнергетический комплекс (ТЭК), факторы размещения предприятий ТЭК, машинострои
тельный комплекс, факторы размещения машиностроительных предприятий, черная и
цветная металлургия, факторы размещения предприятий металлургического комплекса,
химическая промышленность, факторы размещения отдельных отраслей химической п
ромышленности, лесопромышленный комплекс, факторы размещения предприятий лес
опромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы размещения пред
приятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг, факторы размещения
предприятий
и
организаций
сферы
услуг,
виды
транспорта, грузооборот,
пассажирооборот, территории опережающего развития (ТОР), Арктическая зона и
зона Севера России;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,
функциональную
и территориальную структуру хозяйства России,
для решения практико-ориентированных задач;
решать
с
опорой
на
алгоритм
учебных
действий
практические
задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности,
путей
ее
сохранения
и
улучшения,
а
также задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни челов
ека, семьи и финансового благополучия: объяснять с опорой на план особенности
отраслевой
и
территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предп
риятий; оценивать после предварительного анализа условия отдельных территорий для
размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий;
об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территори
й для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
оценивать после предварительного анализа финансовые условия жизнедеятельност
и человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологически
е аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяй
ства, предприятия и национальной экономики;
иметь представления об основных особенностях хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и
перспективы
развития
отраслей
хозяйства
и
регионов
России, место и роль России в мировом хозяйстве, оценивать после предварительного а
нализа влияние географического положения отдельных регионов России на особенност
и природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
сравнивать
после
предварительного
анализа
географическое
положение,
географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства
макрорегионов России;
после предварительного анализа делать выводы о воздействии человеческой деятел
ьности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, у
ровне и структуре социально-экономического развития России,
месте и роли России в мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ Наименование разделов и тем
Контрольные
п/п программы
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.Географическое изучение Земли
1.1
Введение. География – наука о
планете Земля
2
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.2
История географических
открытий
7
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
9
Раздел 2.Изображения земной поверхности
2.1 Планы местности
5
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.2 Географические карты
5
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
10
Земля – планета Солнечной системы
4
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Оболочки Земли. Литосфера –
каменная оболочка Земли
7
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Заключение
1
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Повторение
3
3
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
5
6 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ФГИС «Моя школа» –
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/08/06
1
Гидросфера — водная оболочка
Земли
9
1,5
2
Атмосфера — воздушная
оболочка
11
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
3
Биосфера — оболочка жизни
5
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Заключение
4
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Повторение
5
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
3,5
7 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п тем программы
Количество часов
Всего
Раздел 1.Главные закономерности природы Земли
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
6
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Атмосфера и климаты Земли
8
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Мировой океан — основная
часть гидросферы
6
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.1
Географическая оболочка
4
1.2
Литосфера и рельеф Земли
1.3
1.4
Итого по разделу
1
24
Раздел 2.Человечество на Земле
2.1
Численность населения
3
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.2
Страны и народы мира
4
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
4
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
7
Раздел 3.Материки и страны
3.1
Южные материки
14
3.2
Северные материки
15
3
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
3.3
Взаимодействие природы и
общества
5
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1
Итого по разделу
34
Повторение
3
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
4
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
12
8 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.Географическое пространство России
1.1
История формирования и
освоения территории России
2
1.2
Географическое положение и
границы России
4
1.3 Время на территории России
2
Административнотерриториальное устройство
1.4
России. Районирование
территории
3
Итого по разделу
11
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Раздел 2.Природа России
2.1
Природные условия и ресурсы
России
4
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.2
Геологическое строение, рельеф
и полезные ископаемые
8
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.3
Климат и климатические
условия
7
1,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.4
Моря России. Внутренние воды
и водные ресурсы
6
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.5 Природно-хозяйственные зоны
15
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
40
Раздел 3.Население России
3.1 Численность населения России
3
Территориальные особенности
размещения населения России
3
3.2
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
3.5 Человеческий капитал
1
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
11
3.3 Народы и религии России
3.4
Половой и возрастной состав
населения России
Повторение
6
2
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
2
10
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
9 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1.Хозяйство России
1.1
Общая характеристика
хозяйства России
3
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
5
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.3 Металлургический комплекс
3
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.4 Машиностроительный комплекс
3
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.5 Химико-лесной комплекс
4
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
4
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.7 Инфраструктурный комплекс
5
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
1.8 Обобщение знаний
2
0,5
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Итого по разделу
29
1.2
1.6
Топливно-энергетический
комплекс (ТЭК)
Агропромышленный комплекс
(АПК)
Раздел 2.Регионы России
2.1
Западный макрорегион
(Европейская часть) России
17
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.2
Восточный макрорегион
(Азиатская часть) России
11
1
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
2.3 Обобщение знаний
2
Итого по разделу
30
Россия в современном мире
2
Резервное время
7
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
4
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru
7,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858:
География, 5–6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., АО «Издательство "Просвещение"»;
География, 7 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., АО «Издательство "Просвещение"»;
География, 8 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., АО «Издательство "Просвещение"»;
География, 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др., АО «Издательство "Просвещение"»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.).
М.: Просвещение, 2023. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.:
Просвещение. – (Полярная звезда)
География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.:
Просвещение. – (Полярная звезда)
География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение. – (Полярная
звезда)
Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)
Николина В.В.. География. Поурочные разработки. 5-9 класс (пособие для учителя)
Сиротин В,И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии.
Электронное приложение к учебнику География 5-6 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ
Цифровой образовательный контент (educont.ru)
Библиотека ЦОК
Видеоуроки по географии 5-9 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/
Занимательная география. 5-9 класс https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo5-6&utm
Интерактивные уроки по географии для 1–9 классов https://education.yandex.ru/geo/lessons/
Карты https://www.geomania.net/world/
Образовательная платформа LEKTA. Интерактивная тетрадь. https://hw.lecta.ru/homework/new/840
Презентации к урокам https://www.geomania.net/5-class/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/
Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests
Фильмы https://www.geomania.net/video-5/
ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-5-9klass
Яндекс. Репетитор https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-5/geografiya/