АРП химия 8-9 -зпр

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

МБОУ СОШ № 82

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Заместитель директора
по УВР

Директор

Миронова Л.А.

Туканова Л.А.

Кудрявцева М.А.
Протокол № 4 от «09» 01.
2024 г.

«09» 01. 2024 г.

Приказ № 214-од от «09»
01. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия. Базовый уровень»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
8 – 9 классов

г.Екатеринбург, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (задержкой психического развития, далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
действующей редакции); требований к результатам освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ОВЗ
(ЗПР) (приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в
Минюсте России 21.03.2023 N 72653), в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ
СОШ №82, утвержденной приказом МБОУ СОШ №82 от 09.01.2024 №214-од.
Рабочая программа по химии даѐт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет
количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую
последовательность изучения химии с учѐтом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной
образовательной программы на уровне основного общего образования, а также
требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и
основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией
представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях
решения глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, еѐ общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся,
навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного
взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании
естественно--научной грамотности обучающихся;

способствует формированию ценностного отношения к естественно--научным
знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование
обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением
базовой науки химии на определѐнном этапе еѐ развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение
обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и
некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного
подхода к еѐ изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом
элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы
структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе
теоретических представлений разного уровня:
– атомно--молекулярного учения как основы всего естествознания;
– Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;
– учения о строении атома и химической связи;
– представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.
Освоение программы по химии способствует формированию представления о
химической составляющей научной картины мира в логике еѐ системной природы,
ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Изучение химии
происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов:
«Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки как
области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного
из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в формировании
системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических
положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в
приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических реакций, в
формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение
приобрели такие цели, как:
– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни;
– направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;

– обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
– формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том
числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и
опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в
повседневной жизни и трудовой деятельности;
– формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
– развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию
на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору
профиля и направленности дальнейшего обучения.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по химии.
Обучение учебному предмету «Химия» необходимо строить на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их
особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом
обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим
повтором, многократной тренировкой в применении знаний с использованием приемов
алгоритмизации и визуальных опор, обучения структурированию материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет опора на
межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными
предметами как «География», «Физика»,
«Биология». Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных
точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирование у
обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал,
планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно
следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведенияи деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль соблюдения
правил техники безопасности при проведении лабораторных работ в химическом
кабинете.
Виды
деятельности
обучающихся
с
ЗПР,
обусловленные
особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании
образования по предмету «Химия»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках химии определяется
их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП
ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, для обеспечения
осмысленного освоения содержания образования по предмету: усиление предметно-

практической деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов
деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с
опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы).
Для развития у обучающихся с ЗПР умения делать выводы, формирования грамотного
речевого высказывания необходимо использовать опорные слова и клише. Особое
внимание следует уделить обучению структурированию материала: составление
рисуночных и вербальных схем, составление таблиц, составление классификации с
обозначенными основаниями для классификации и наполнение их примерами и др.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим
материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный
словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на
полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Общее число часов, отведѐнных для изучения химии на уровне основного общего
образования, составляет 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и
вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов.
Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная
масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и
числа структурных единиц вещества. Расчѐты по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и еѐ признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приѐмами
обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств
образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда,
растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи,
прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение
и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при
нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов
разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция,
хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание
результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы, создание
моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация
кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объѐм газов. Расчѐты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни

человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щѐлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение
оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические
свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение
солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание,
распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с
кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с
образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и
изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
(возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством
1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью,
приготовление растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества,
взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование
видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов,
наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение
взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами,
реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного
металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и
неметаллических свойств по группам и периодам.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов
для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учѐный и гражданин.
Химическая
связь.
Ковалентная
(полярная
и
неполярная)
связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно--восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида
цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется
через использование как общих естественно--научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно--научного цикла.
Общие естественно--научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объѐм, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решѐток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решѐтки и вида химической
связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства
веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая
связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение химического равновесия.

Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно--восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи.
Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращѐнные ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решѐток неорганических веществ –
металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия),
исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных
факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование
осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения),
распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы,
решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение,
применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ –
кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства
(общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение
серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение
серы и еѐ соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоѐмов), способы его
предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и
химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства,
применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, еѐ получение,
физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных

удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоѐмов). Фосфор, аллотропные модификации
фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве
минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе.
Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и еѐ
соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная
реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные
источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки
(бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах:
жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство
органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение
качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания, опыты,
отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),
ознакомление с образцами серы и еѐ соединениями (возможно использование
видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной
кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака еѐ
протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений,
получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно
использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решѐток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворѐнных веществ
активированным углѐм и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание
и изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией
силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения».

Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решѐтка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,
основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и
их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и
получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами,
изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов),
особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов), исследование свойств жѐсткой воды, процесса горения железа в
кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков протекания
качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа
(III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия,
калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных
свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по
теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование
веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация
веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно--научного цикла.

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объѐм, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решѐтка, сплавы, физические величины,
единицы измерения, космическое пространство, планеты, звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
 1) патриотического воспитания:
 - проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
 - ценностное отношение к достижениям российских учѐных--физиков;
 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
 - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
 - осознание важности морально--этических принципов в деятельности
учѐного;
 3) эстетического воспитания:
 - восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
 4) ценности научного познания:
 - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания
мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
 - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 - осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на
дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
 - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права у другого человека;
 6) трудового воспитания:
 - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
 - интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
 7) экологического воспитания:
 - ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
 - осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:

 - потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
 - повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
 - потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
 - осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
 - планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 - стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
 - оценка своих действий с учѐтом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по химии на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

выявлять причинно--следственные связи при изучении физических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических
величин;

самостоятельно выбирать способ решения учебной физической
задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего
с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;


самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, опыта, исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учѐтом предложенной учебной физической
задачи;

анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);

понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать действия
по еѐ достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты
совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;

выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;

ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);


самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
плана исследования с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту;

вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;

признавать своѐ право на ошибку при решении физических задач или
в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: научные знания,
умения и способы действий, специфические для учебного предмета «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях:
• представление о закономерностях и познаваемости явлений природы, понимание
объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в
условиях современного общества; понимание места химии среди других естественных
наук;
• владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для
составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций (с опорой
на алгоритм учебных действий); владение основами химической номенклатуры (IUPAC и
тривиальной) и умение использовать еѐ для решения учебно- познавательных задач с
помощью учителя; умение использовать модели для объяснения строения атомов и
молекул по алгоритму с опорой на определения;
• представление о системе химических знаний и умение с помощью учителя
применять систему химических знаний для установления взаимосвязей между изученным
материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных
заданий и при работе с источниками химической информации, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество,
простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, относительные атомная и
молекулярная массы, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем,
оксид, кислота, основание, соль (средняя), химическая реакция, реакции соединения,
реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции,
экзо- и эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в
соединении, массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе, ядро атома,

электрический слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, валентность, степень
окисления, химическая связь, электроотрицательность, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, кристаллическая решетка (атомная,
ионная, металлическая, молекулярная), ион, катион, анион, электролит и не электролит,
электролитическая
диссоциация,
реакции
ионного
обмена,
окислительновосстановительные реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
электролиз, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, скорость
химической реакции, катализатор, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия
металлов, сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы, Периодический закон Д.
И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической
диссоциации, а также представления о научных методах познания, в том числе
экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и изучения
химических реакций;
• представление о периодической зависимости свойств химических элементов
(радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных веществ от положения
элементов в Периодической системе (в малых периодах и главных подгруппах) и
электронного строения атома; умение объяснять связь положения элемента в
Периодической системе с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов), распределением электронов по
энергетическим уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция;
классифицировать химические элементы с опорой на определения физического смысла
цифровых данных периодической таблицы;
• умение классифицировать химические элементы, неорганические вещества и
химические реакции с опорой на схемы; определять валентность и степень окисления
химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической структуры в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах веществ (кислот,
оснований), окислитель и восстановитель по алгоритму учебных действий;
• умение характеризовать с опорой на схему физические и химические свойства
простых веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор, сера,
хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ, в том числе
их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды и гидроксиды
металлов I - IIA групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III), оксиды углерода (II и
IV), кремния (IV), азота и фосфора (III и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая,
азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислота и их соли); описывать с опорой на план
и ключевые слова; умение прогнозировать и характеризовать свойства веществ в
зависимости от их состава и строения после предварительного анализа под руководством
педагога, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания
химических превращений в различных условиях, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;
• умение составлять по образцу, схеме, алгоритму учебных действий молекулярные
и ионные уравнения реакций (в том числе реакций ионного обмена и окислительновосстановительных реакций), иллюстрирующих химические свойства изученных классов /
групп неорганических веществ, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь
между ними;

• умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю вещества в растворе,
количество вещества и его массу, объѐм газов с опорой на общие формулы; умение
проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество вещества,
объем и массу реагентов или продуктов реакции с опорой на образец, алгоритм учебных
действий;
• владение основными методами научного познания (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических явлений с опорой на
алгоритм учебных действий; умение сформулировать проблему и предложить пути ее
решения с помощью педагога; знание основ безопасной работы с химическими
веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием;
• наличие практических навыков планирования и осуществления следующих
химических экспериментов под руководством учителя с обсуждением плана работы или
составлением таблицы:
изучение и описание физических свойств веществ; ознакомление с физическими и
химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций; изучение
способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств; получение водорода и изучение его
свойств; получение углекислого газа и изучение его свойств; получение аммиака и
изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения
характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, растворимыми и
нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;
вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»; решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая
диссоциация»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения»; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их
соединения»; химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций
ионного обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-,
бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы
аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств,
графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
• владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни, а также правилами поведения в целях сбережения здоровья и
окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые
организмы определенных веществ, а также способов уменьшения и предотвращения их

вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма
человека;
• владение основами химической грамотности, включающей умение правильно
использовать изученные вещества и материалы (в том числе, минеральные удобрения,
металлы и сплавы, продукты переработки природных источников углеводородов (угля,
природного газа, нефти) в быту, сельском хозяйстве, на производстве; умение приводить
примеры правильного использования изученных веществ и материалов;
• умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины
многообразия веществ; умение интегрировать химические знания со знаниями других
учебных предметов с помощью педагога;
• представление о сферах профессиональной деятельности, связанных с химией и
современными технологиями, основанными на достижениях химической науки; наличие
опыта работы с различными источниками информации по химии (научно-популярная
литература, словари, справочники, интернет- ресурсы) с опорой на алгоритм: умение
объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом
применении.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия»,
распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от
года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не
повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают
результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объѐм,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность17, степень окисления,
химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения,
реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект
реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома,
химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион,
анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ,
молекулярных уравнений химических реакций, электронного баланса;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях с опорой на определения, в том числе
структурированные; принадлежность веществ к определѐнному классу соединений по
формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
иметь представление о системе химических знаний, уметь с помощью учителя
применять систему химических знаний, для установления взаимосвязи между изученным

материалом и при получении новых знаний, а также при работе с источниками
химической информации. Ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом
уровне, применять при выполнении учебных заданий и решении расчетных задач с опорой
на алгоритм учебных действий изученные законы и теории: закон сохранения массы,
Периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
атомно-молекулярная теория. Соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степени окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций с опорой на схемы; прогнозировать свойства веществ в зависимости
от их состава и строения; возможности протекания химических превращений в различных
условиях после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчѐты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный) под руководством педагога;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с
определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; планировать и проводить
химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.), подтверждающих качественный
состав неорганических веществ (качественные реакции на ионы) под руководством
педагога.
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объѐм, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решѐтка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация (ПДК) вещества;

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать знаки и символы для фиксации результатов наблюдений, составления
формул веществ и уравнений химических реакций, записи данных условий задач.
Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе и таблице
растворимости кислот, оснований и солей в воде для выполнения заданий. определять
валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного
состава; принадлежность веществ к определѐнному классу соединений с опорой на
определения, в том числе структурированные; виды химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической
формуле; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип кристаллической
решѐтки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять
общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в
пределах малых периодов и главных подгрупп с учѐтом строения их атомов;
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций с опорой на схемы;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
полные и сокращѐнные уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчѐты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путѐм хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;

применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания
– наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п
/
п

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

Количество часов
Вс
его

Контрол
ьные
работы

Практич
еские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

1.1

Химия —
важная
область
естествозна
ния и
практическо
й
деятельност
и человека

1.2

Вещества и
химические
реакции

Итого по разделу

5

15

2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f41837c

Библиотека
ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/
7f41837c

20

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
2.1

2.2

Воздух.
Кислород.
Понятие об
оксидах
Водород.По
нятие о
кислотах и
солях

6

Библиотека
ЦОК

8

Библиотека
ЦОК

https://m.edsoo.ru/
7f41837c

1

https://m.edsoo.ru/
7f41837c

2.3

2.4

Итого по разделу

Вода.
Растворы.
Понятие об
основаниях
Основные
классы
неорганичес
ких
соединений

5

11

1

1

1

Библиотека
ЦОК

1

Библиотека
ЦОК

https://m.edsoo.ru/
7f41837c

https://m.edsoo.ru/
7f41837c

30

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Периодичес
кий закон и
Периодичес
кая система
Библиотека
химических
ЦОК
7
3.1
элементов
https://m.edsoo.ru/
7f41837c
Д. И.
Менделе-ева
. Строение
атома
Химическая
связь.
Библиотека
Окислитель
ЦОК
8
1
3.2
ноhttps://m.edsoo.ru/
восстановит
7f41837c
ельные
реакции
Библиотека
ЦОК
15
Итого по разделу
https://m.edsoo.ru/
7f41837c

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f41837c

4

5

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Раздел 1. Вещество и химические реакции
Повторение и
углубление знаний
5
1.1
основных разделов
курса 8 класса
Основные
4
1.2
закономерности
химических реакций
Электролитическая
диссоциация.
8
1.3
Химические реакции в
растворах
17
Итого по разделу
Раздел 2. Неметаллы и их соединения
Общая характеристика
4
2.1
химических элементов
VIIА-группы. Галогены
Общая характеристика
химических элементов
6
2.2
VIА-группы. Сера и еѐ
соединения

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

1

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41a636

https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

2.3

2.4

Общая характеристика
химических элементов
VА-группы. Азот,
фосфор и их соединения
Общая характеристика
химических элементов
IVА-группы. Углерод и
кремний и их
соединения

Итого по разделу

7

8

1

1

Библиотека ЦОК

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41a636

https://m.edsoo.ru/7f41a636

25

Раздел 3. Металлы и их соединения
Общие свойства
4
3.1
металлов
Важнейшие металлы и
16
3.2
их соединения
20
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

1

2

Раздел 4. Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в
3
4.1
жизни человека
3
Итого по разделу
Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
-• Химия, 9 класс/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-Методическое пособие «Сборник задач и упражнений по химии» Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Методическое пособие «Проверочные работы по неорганической химии»/ Н.П.
Гравусейко/Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Цифровой образовательный контент (educont.ru)
РЭШ
якласс.ru
учи.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».