Приложение к Основной образовательной программе ООО
Организационный раздел
Утвержден и введен в действие
Приказом № 400-од от 30.08.2024
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО)
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора
учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП ООО обучающихся с ЗПР:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7) и в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО,
в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов
по Программе коррекционной работы.
В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7) – для общеобразовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке (п. 196.6.1 ФАОП ООО).
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми для
преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося
с ЗПР. В образовательной организации предусмотрены индивидуальные или групповые формы
проведения занятий, их чередование и количественное соотношение определяются образовательной
организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на преодоление
индивидуальных дефицитов развития и обучения.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для
всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает
реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано:
на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение
специально
разработанных
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных
отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся
с ЗПР.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной
программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного
общего образования составляет 34 недели.
В МБОУ СОШ № 82 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует
требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой
образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–9-х классах
– семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана Федеральной
образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 370.
Обучение в МБОУ СОШ № 82 ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает
преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области
«Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в своих заявлениях не выразили
желания изучать указанные учебные предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный
язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители не
выразили желания изучать учебный предмет.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на
которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП
ООО и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от
03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и
«Всеобщая история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов.
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык (английский)», «Труд
(технология)», «Информатика», а также по учебным предметам «Физика» и «Химия» (во время
проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по
предельно допустимой наполняемости групп.
С целью формирования функциональной грамотности в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, включены учебные курсы «Смысловое чтение» и «Естественнонаучная грамотность». Курс «Смысловое чтение» изучается в 5,8-х классах по 1 часу в неделю. На
учебный курс «Естественно-научная грамотность» отводится по 1 часу в неделю в 7-х классах.
Кроме того, время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для
введения специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих потребности участников
образовательных отношений. К ним относится учебный курс «Культура безопасности
жизнедеятельности», на который отводится по 1 часу в неделю в 5-7-х классах, и учебный курс
«Основы графики», на который отводится 1 час в неделю в 8-х классах и 0,5 часа в неделю в 9-х
классах.
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03
МБОУ СОШ № 82 реализует третий час физической активности за счет внеурочной деятельности, а
так же за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках дополнительного
образования детей.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
«Музыкальный театр» – отводится по 1 часу в неделю в 5–8-х классах;
«Точка роста» – отводится по 1 часу в неделю в 9-х классах;
«Практическая география»– отводится по 1 часу в неделю в 9-х классах;
«Реальная математика» – отводится по 1 часу в неделю в 6, 8–9-х классах;
«Основы программирования» – отводится по 1 часу в неделю в 9-х классах;
«Проектная деятельность» – отводится по 1 часу в неделю в 9-х классах;
«Финансовая грамотность» – отводится по 1 часу в неделю в 6-х классах;
«Школа «Лидер» - отводится по 2 часу в неделю в 7-х классах;
«Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х классах.
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной
направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом
развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию
в социуме.
Содержание
коррекционно-развивающих
курсов,
их количественное
соотношение
определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание
данной области может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк
в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования
определяет МБОУ СОШ № 82.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ СОШ № 82.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным
графиком основного общего образования.
Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых
формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся.
Класс
Предметы, по которым осуществляется
промежуточная аттестация
Формыпроведенияаттестации
5-й, 6-й
Русский язык
Контрольная работа
7-й, 8-й
Русский язык
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Литература
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Иностранный язык
Контрольная работа
5-й, 6-й
Математика
Контрольная работа
7-й, 8-й
Алгебра
Контрольная работа
7-й, 8-й
Геометрия
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Информатика
Контрольная работа
5-й, 6-й
История
Контрольная работа
7-й, 8-й, 9-й
История
Контрольная работа
5-й, 7-й, 8-й, 9-й
Обществознание
Контрольная работа
6-й
Обществознание
Контрольная работа
5-й, 7-й, 8-й, 9-й
География
Контрольная работа
6-й
География
Контрольная работа
5-й, 6-й
Биология
Контрольная работа
7-й, 8-й, 9-й
Биология
Контрольная работа
7-й, 8-й, 9-й
Физика
Контрольная работа
8-й, 9-й
Химия
Контрольная работа
5-й, 6-й, 7-й
Музыка
Тестирование
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
Изобразительное искусство
Тестирование
5-й, 6-й, 7-й, 8-й
Труд (технология)
Тестирование
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Физическая культура
Тестирование
5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й Основы безопасности и защиты Родины
Контрольная работа
Предметные области
Количество часов в
неделю
Учебные предметы
Всего
5
АБ
6
АБ
7
АБВ
8
АБ
9
АБ
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык
(английский)
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
–
–
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
Геометрия
–
–
2
2
2
6
Вероятность и статистика
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
2
2
2
2
2,5
10,5
Обществознание
–
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
–
–
–
2
2
4
1
1
1
2
2
7
Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественнонаучныепредметы
Естественно-научные предметы Химия
Биология
Основы духовнонравственной культуры
народов России
1
1
–
–
–
2
Изобразительное искусство
1
1
1
–
–
3
Музыка
1
1
1
1
–
4
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности и защиты Основы безопасности и
Родины
защиты Родины
–
–
–
1
1
2
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
27
29
30
31
32,5
149
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
2
1
2
2
1
8
Культура безопасности жизнедеятельности
1
1
1
–
–
3
Смысловое чтение
1
–
–
1
–
1
Естественно-научная грамотность
–
–
1
–
–
1
Основы графики
–
–
–
1
0,5
1,5
Всего в неделю
29
30
32
33
33
157
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Всего учебных часов на учебный период
986 1020 1088 1122 1122 5338
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
4
1
1
1
-
4
Точка роста
1
1
Практическая география
1
1
Реальная математика
1
1
Россия – мои горизонты
Музыкальный театр
1
Финансовая грамотность
1
1
Основы программирования
1
1
Проектная деятельность
1
1
Школа «Лидер»
2
2
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические и дефектологические)»
2
2
2
2
2
10
Коррекционный курс: «Логопедические занятия»
2
2
2
2
2
10
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
6
9
7
8
10
40