МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
Руководитель МС
Миронова Л.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Кудрявцева М.А.
«28» 08 2024 г.
Протокол № 1 от «27» 08. 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Туканова Л.А.
Приказ № 395-од от «30» 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей
программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А.,
Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным
ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на
основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом
учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы- составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В.,
под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с
учетом программы воспитанияи основываются на российских базовых национальных ценностях.
Цель курса:
формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и
опыта
позитивного
преобразования социального мира
на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание
любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности
и
ответственности.
Задачи курса:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей
страны, России.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с
учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и
эстетический вкус.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной
деятельности ради других людей.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую
деятельность.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами
организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия.
Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся
дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Реализация программы «Орлята
России» для детей со 2 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9 занятий,
два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными
целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс
участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель
выбирает тот вводный «Орлятский урок»,
который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания
детей в Программе.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа
рассчитана на 4 года (33 недели 1 класс 34 учебные недели в год 2-4 класс).
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек
«Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные
с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с
одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с
разными способами получения информации.
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит
для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить
обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их
бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет
празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся
с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники
Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и
школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных
профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих
музеев и пр.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ
жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как
к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для
Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач
трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент
реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлѐнок – Лидер» –4 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая
работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде
– игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно
такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово
«Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек
«Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад,
интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся
с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека
актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в
любое время учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов
при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлѐнок – Лидер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале
учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих
поручений
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек
«Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных
интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с
тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека
актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в
течение всего учебного года.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-листВремя для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент
реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине,
к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций,
истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных,
метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные результаты:
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков
взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование
положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального
напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию
внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность
умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственноэтические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности
способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к
изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение
составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в
полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством
педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под
руководством педагога); приобретать опыт составления комплексаупражнений для зарядки; познавательные: понимать,
что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео.
Коммуникативные результаты:
формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать
представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе
и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение
ставить общую цель и пути еѐ достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания
других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать
положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить
аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам
и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства
педагога; регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать
свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное
отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального
конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам
действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при
работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать
самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску
самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно
рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы;
учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для
достижения поставленной цели.
Предметные результаты:
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать
своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из
различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и
правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических
задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные
качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать
главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного
характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды
человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять
словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края;
формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в
результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому
прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития;
формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие
навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и
раскрытие способностей быть организатором и инициатором;
развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного
интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества,
формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий;
формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и
общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к укреплению здоровья
человека; формирование первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической
культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами, свойственными современному лидеру; умение
определять главные качества лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование
информации, нахождение причинно-следственные связи; умение объединять существенные признаки, классифицировать и
делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда;
демонстрация понимания информации, представленной в объяснении педагога ориентация в терминах, используемых в
информации педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки;
формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и
словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото,
видео; умение соотносить исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее.
Коммуникативные:
развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде; понимание значения коллективной
деятельности для успешного решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику;
соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных
высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины
«Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять уважение к
мнению других.
Регулятивные:
формирование понимания значимости достижения общей цели для класса;
умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к педагогу; умение
выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат
выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной
задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать
своѐ мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлѐнок- доброволец», умение определять цели на
занятиях с помощью учителя и планировать действия.; планирование действия по решению практической задачи для
получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий; умение проявлять самостоятельность,
инициативность, организованность при выполнении задания.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование первоначального опыта осмысления и
нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением
слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях
основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные
танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять
главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать
ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды
и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об
истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
Личностные результаты:
формирование уважительного
и
доброжелательного
отношения друг к
другу; формирование
положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебно- познавательного интереса к треку
«Орлѐнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные
качества; работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре
своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование
понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил
организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебнопознавательного интереса к содержанию трека «Орлѐнок – Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие,
основы
экологической культуры; формирование сопричастности
к
прошлому, настоящему и
будущему
своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли
организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности,
умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести
повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать
в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим
обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия:
классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ;
развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного
творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и
видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную
групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и
укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах;
умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему.
Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению
самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и
произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои
поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять
поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель урока после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения
оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической
деятельности
Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человекалидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи,
разнообразных приѐмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр»,
«добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами
деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном
влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖,
«хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей
Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает
ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах
внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту
социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике
России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание,
готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральныйвред другим
людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению;
проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в
своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным
знаниям, науке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование тем
Всего часов
Орлѐнок-эрудит
1
Орлѐнок-доброволец
2
Орлѐнок Мастер
3
Орлѐнок Спортсмен
4
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
5
Орлѐнок Эколог
6
Орлѐнок-лидер
7
Итого
В том числе
Контрольные
работы
Практические
работы
7
4
4
4
4
5
4
33
Электронные
образовательные ресурсы
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
2 КЛАСС
№
Наименование тем
Всего часов
Орлѐнок-лидер
1
Орлѐнок-эрудит
2
Орлѐнок Мастер
3
Орлѐнок-доброволец
4
Орлѐнок Спортсмен
5
Орлѐнок Эколог
6
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
7
Итого
6
4
5
4
5
4
6
34
В том числе
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
3-4 КЛАСС
№
Наименование тем
Всего часов
Орлѐнок-лидер
1
Орлѐнок-эрудит
2
Орлѐнок Мастер
3
Орлѐнок-доброволец
4
Орлѐнок Спортсмен
5
Орлѐнок Эколог
6
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
7
Итого
6
4
5
4
5
4
6
68
В том числе
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/