АРП УО Природоведение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Заместитель директора по УВР

Директор

Миронова Л.А.

Кудрявцева М.А.

Туканова Л.А.

«29» 08 2024 г.
Приказ № 401-од
от «30» 08. 2024 г.

Протокол № 1
от «27» 08. 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 9.1.
учебного предмета «Профильный труд»
для обучающихся 5-6 классов

г. Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ № 82
- Учебного плана МБОУ СОШ № 82
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и
исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и
отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных,
коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс

«Природоведение»

обобщает

знания

о

природе,

полученные

обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных
представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит
основой для них.

Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»,
«Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца
для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера,
литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и
почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в
V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с
наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории
нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы,
реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в
зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный
характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и
физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации
территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие
классификации

растений

и

животных.

Обращается

внимание

учащихся

на

характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть
времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями
идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и

функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о
живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой
предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые
опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни
знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней
отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении
природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те,
которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык,
математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности
обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего,
речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с
интеллектуальными
психофизических
интеллектуальными

нарушениями.
особенностей
нарушениями

Рабочая
учащихся
и

программа
с

направлена

составлена

легкими
на

и

развитие

с

учетом

умеренными
у

учащихся

наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление,
умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет
«Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к
обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс

5 класс

6 класс

Количество часов в неделю

2 часа

2 часа

Итого в год

68 часов

68 часов

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в
программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение
опытов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению
обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями
включают

индивидуально-личностные

качества

и

социальные

(жизненные)

компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним
относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
формирование уважительного отношение к культуре других народов;
формирование навыков коммуникации и принятых норм социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные

результаты

освоения

программы

по

природоведению

обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают
освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя
уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень

Достаточный уровень

-

узнавание

и

называние

- узнавание и называние изученных

изученных объектов на иллюстрациях, объектов
фотографиях;

в

натуральном

виде

в

естественных условиях; - знание способов

- представления о назначении получения необходимой ин-формации об
изученных

объектов,

их

роли

в изучаемых объектах по заданию педагога;

окружающем мире;

-

представления

о

взаимосвязях

- отнесение изученных объектов к между изученными объектами, их месте в
определенным

группам

(осина

- окружающем мире;

лиственное дерево леса);

- отнесение изученных объектов к

- называние сходных объектов, определенным группам с учетом разотнесенных к одной и той же изучаемой личных оснований для классификации
группе (полезные ископаемые);

(клевер

—

- соблюдение режима дня, правил растение;

травянистое
растение

дикорастущее

луга;

кормовое

личной гигиены и здорового образа растение; медонос; растение, цветущее
жизни, понимание их значение в жизни летом);
человека;

-

называние

сходных

по

-

соблюдение

элементарных определенным признакам объектов из тех,

правил

безопасного

поведения

в которые

были

природе и обществе (под контролем известны
взрослого);

на

уроках,

других

источников;

объяснение своего решения;

- выполнение несложных заданий
под контролем учителя;

-

к

ней

выделение

существенных

признаков групп объектов;

- адекватная оценка своей работы, соблюдение
проявление

из

изучены

правил

знание и
безопасного

ценностного поведения в природе и обществе, правил

отношения, понимание оценки педагога здорового образа жизни;
участие

в

изученного;
рассказать

о

беседе;

обсуждение

проявление

желания

предмете

изучения,

наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего
контроля

учителя

(при

наличии

предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней
ценностного

отношения,

понимание

замечаний,

адекватное

восприятие

похвалы;
-

совершение

соблюдению

действий

по

санитарно-гигиенических

норм в отношении изученных объектов и
явлений;
- выполнение доступных возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по
уходу за комнатными и культурными
растениями.
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под
контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
Содержание учебного предмета

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир»,
«Человек», «Есть на Земле страна Россия».
5 класс.
Введение(2ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с
учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
Вселенная (6ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование
космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные
исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе
от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля. Планета Земля. Форма
Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и
суши на Земле.
Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые. (15ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ,
торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. (13ч) Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи,
реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на
карте.
Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы).
Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия (13ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы
России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов.
Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению
учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители
растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей
страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники.
Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.

Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
6 класс
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (17ч.)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья.

Деревья

лиственные

(дикорастущие

и

культурные,

сезонные

изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина,
боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид.
Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов)
растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена
года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли (34ч.) Разнообразие животного мира. Среда обитания
животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные
рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы:
Зарисовки животных разных групп. Выделение главных частей (органов) тела.
Наблюдения за животными в разное время года. Зарисовка животных в разные
времена года. Игры на классификацию животных по месту обитания. Уход за
домашним питомцем. Экскурсии в зоопарк, зоологический музей.
Человек (13ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день.
Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Тематическое планирование
5 класс
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8

Введение
Вселенная
Воздух и его охрана.
Полезные ископаемые.
Вода
Поверхность суши.
Место России на земном шаре
Повторение
итого

Кол-во
часов
2ч
6ч
8ч
11 ч
13 ч
7ч
11ч
10 ч
68ч

Контрольные работы

6 класс
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Живая природа: растения, животные, человек.
Растительный мир. Разнообразие растительного
мира на планете.
Среда обитания растений.
Строение растений.
Дикорастущие и культурные растения: травы,
кустарники,деревья.
Лиственные растения.
Хвойные растения.
Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы.
Декоративные растения.
Лекарственные растения.
Комнатные растения. Уход за комнатными
растениями.
Растительный мир разных районов Земли.
Растения нашей страны.
Растения Свердловской области: дикорастущие и
культурные.
Красная книга России и Свердловской области.
Обобщающий урок: Растительный мир Земли
Животный мир. Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и
водоемов.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие.
Насекомые
Бабочки, стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи, пчелы.
Рыбы.
Морские и речные рыбы.
Земноводные: лягушки, жабы.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы.
Ласточки, скворцы, снегири, орлы.
Лебеди, журавли, чайки.
Птицы Курганской области. Охрана птиц.
Млекопитающие.
Млекопитающие суши.
Млекопитающие морей и океанов.
Обобщающий урок: Животный мир Земли
Домашние животные в городе и деревне.
Сельскохозяйственные животные: лошади.
Сельскохозяйственные животные: коровы
Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы,
овцы.
Домашние птицы: утки, куры, индюки.
Обобщающий урок: сельскохозяйственные

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Итого

животные и птицы.
Уход за животными в живом уголке или дома.
Аквариумные рыбки.
Попугаи, канарейки.
Морские свинки, хомяки, серепахи.
Домашние кошки.
Собаки.
Обобщающий урок: Наши меньшие друзья.
Животные холодных районов Земли.
Животные умеренного пояса Земли.
Животные жарких районов Земли.
Животные мир нашей страны..
Охрана животных. Заповедники. Заказники.
Красная книга Курганской области
Обобщающий урок: Животные на земном шаре.
Человек. Как устроен наш организм.
Как работает наш организм.
Здоровый образ жизни.
Осанка.
Органы чувств.
Правила гигиены и охрана органов чувств.
Здоровое питание.
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи.
Профилактика простудных заболеваний.
Специализация врачей.
Медицинские учреждения Кургана. Телефоны
экстренной помощи.
Обобщающий урок: здоровье человека.
68

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

-

Учебно-методическое обеспечение
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Материалы МЭШ
3.

Учебник: «Природоведение» для учащихся 5-6 класса для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».