МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МБОУ СОШ № 82
РАССМОТРЕНО
Руководитель МС
Миронова Л.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Кудрявцева М.А.
«30» 08 2023 г.
Протокол № 1 от «30» 08. 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Туканова Л.А.
Приказ № 422-од от «31» 08. 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю,
понимаю»
для обучающихся 1-4 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИКА
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО
и ООО, направленных письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
учебного плана начального общего образования, плана внеурочной деятельности, утвержденных приказом ГБОУ
«Средняя школа № 1» от 31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего
образования»;
рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 82.
Содержание курса внеурочной деятельности
1класс
Прогнозирование содержания стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Анализ идейного содержания.
Интонация. Научно-познавательные тексты. Сравнение текстов разных типов. Выразительное чтение сказок по ролям.
Главная мысль сказки, рассказа. Средства художественной выразительности (описание). Художественные инаучнопознавательные тексты (сравнение). Пересказ по плану. Постановка рассказа. Составление плана. Словари.
2 класс
Средства
художественной
выразительности
(эпитет,
метафора,
описание,
сравнение).Прогнозированиеназванияпроизведения.Эмоциональнаяоценкапроизведения.Интонация.Сюжет.Характерист
икагероя.Анализнравственногосодержания.Выразительноечтениепоролям.Составлениевопросовкпроизведению.Литерату
рное
творчество
(продолжение
сказки,
рассказа).
Словари
и
энциклопедии,поискинформации.Игра«Читаемцепочкой».Инсценировка.Поискнужнойинформации в Интернет (сайты
www.slovari.ry,www.gramota.ru). Художественные инаучно-познавательные тексты (сопоставление). Художественный
приѐм – омофоны. Скороговорки.
3 класс
Прогнозированиесодержанияпроизведения.Полисемияслов.Средствахудожественнойвыразительности(свѐрнутыеср
авнения).Игры«Читаемцепочкой»,
«Ктодальше?»,«Читаемперевѐрнутыйтекст»,«Читаемодновременно»,«Маршпауза».Прогнозированиеразвитиясюжета.Выразительноечтениепоролям.Озаглавливание
частей
текста.
Анализ
содержания
произведения
и
мотивов
его
героев.Поискинформациивсловаряхиэнциклопедиях.Средстваэмоциональноговоздействияначитателя.Восстановлениепос
ледовательностисобытий.Прогнозированиедальнейшегоразвитиясобытий.Учебныйтекст.Инсценировка.Словотворчество
– созданиеновыхсловпо образцу.
4 класс
Средства
художественной
выразительности
(эпитет,
метафора,
описание,
сравнение,олицетворение).Сопровождающеечтение.Выразительноечтение.Эмоциональнаяоценкапроизведения.Игры«Чи
таемцепочкой»,«Ктодальше?»,«Читаемперевѐрнутый текст», «Читаем одновременно», «Марш- пауза». Эмоциональная
оценкапоступков
героев
произведения,
изменения
в
характере
и
поведении
на
протяженииповествования.Главнаямысльитемапроизведения.Критическоеосмыслениевыводов,сделанныхавтором.Прогн
озированиесодержанияпроизведения.Научно-познавательныйтекст.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Личностные
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Осмыслениезначимостилитературыкакявлениянациональнойимировойкультуры,важногосредствасохраненияипередач
инравственныхценностейитрадиций.
Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал;
устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения;
определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать
последовательность событий в произведении;
воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
оцениватьповедениегероевсточкизренияморали,формироватьсвоюэтическуюпозицию;
высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
2 класс
Личностные результаты
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций.
Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
элементарно интонировать при чтении;
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать
фактический материал;
отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию текста;
самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики
героев;
пересказывать повествовательный текст;
составлять план повествования (вопросный, номинативный) под руководством учителя;
находитьвтекстесредствахудожественнойвыразительности(звукоподражание,сравнение),пониматьихроль в
произведении;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать своюточку зрения;
оцениватьповедениегероевсточкизренияморали,формироватьсвоюэтическуюпозицию;
высказывать своѐ суждение об оформлениии структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
3 класс
Личностные результаты
Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций.
Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметны ерезультаты
Регулятивные УУД:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
воспринимать содержание художественного, научно-познавательного,
учебноготекстов,осмысливать,излагатьиинтерпретироватьфактическойматериал;
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ при мерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
самостоятельноопределятьтемуиподруководствомвзрослогоглавнуюмысльпрочитанногоили прослушанного
произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные
характеристики героев, описание пейзажа, интерьера;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно).
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать своюточку зрения;
оцениватьповедениегероевсточкизренияморали,формироватьсвоюэтическуюпозицию;
высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Тематическое планирование планирование
1 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
1 Русский народный фольклор
5
Инсценирование
2 Мои первые книжки
7
Занятие-диспут
3 О наших сверстниках
6
Викторина
4 О хороших людях
5
Занятие - диспут
5 Книги о животных
4
Литературная игра
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
6 Русская литература
6
Проект
«Учиться-всегда
пригодиться!»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
2 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
1 Книга, здравствуй
3
2 Книгочей — любитель чтения
1
3 Книги о детях и для детей
9
4 Крупицы народной мудрости. Книгисборники
5 Писатели-сказочники
4
6
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
Конкурс «Пословицы о https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnostкниге и учении»
6714094.html
Викторина
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
Конкурс кроссворд
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost«Имена героев детских 6714094.html
книг»
Проектная
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnostдеятельность
6714094.html
Выставка книг
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
6 Книги о тех, кто подарил нам жизнь
4
Викторина
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
7 Защитникам Отечества посвящается
4
Выставка книг
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
8 По страницам любимых книг
3
Библиотечный урок.
Экскурсия
https://infourok.ru/rabochaya-programma-funkcionalnaya-gramotnost6714094.html
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
3 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
1 Настоящий читатель
2
Беседа-дискуссия
2 Виды смыслового чтения
4
3 Технология продуктивного чтения
28
Работа с книжным
текстом
Чтение по ролям
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2022/09/22/rabochaya-programma-vneurochnoy
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2022/09/22/rabochaya-programma-vneurochnoy
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2022/09/22/rabochaya-programma-vneurochnoy
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество
часов
Всего
34
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
0
4 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
1 Страницы старины седой
4
Конкурс «Пословицы о http://nachalka.school-club.ru/about/193/
книге и учении»
Викторина
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
2 Крупицы народной мудрости
3
3 Мифы народов мира
6
4 Русские писатели-сказочники
4
5 Книги о детях и для детей
3
Конкурс кроссворд
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
«Имена героев детских
книг»
Проектная
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
деятельность
Выставка книг
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
6 Словари, справочники, энциклопедии
4
Викторина
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Форма проведения
занятия
7 Родные поэты
4
Выставка книг
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
8 Писатели о писателях. Очерки и
воспоминания
3
Выставка книг
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
9 Мир книг
3
Библиотечный урок.
Экскурсия
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» В.Ю.Свиридова Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение 3 класс".
2. Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Свиридова В.Ю., Общество с ограниченной ответственностью «Развивающее
обучение»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. В.Ю.Свиридова Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение 3 класс".
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».
2. 4 класс.- Самара, Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 3. Березина Э.В.
3. Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение».
4. 4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/summer-education?type=4&organization=undefined
https://urok.apkpro.ru/
https://uchi.ru/activities/teacher/