Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82
СОГЛАСОВАН
Педагогический совет
МБОУ СОШ № 82
протокол № 1 от 30.08.2023
УТВЕРЖДЕНО:
Директор_____Л. А. Туканова
приказ № 426-од от 31.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
(К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Музыкальная студия»)
Возраст обучающихся 10-15 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель: Вахитов Вадим Мусеевич
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой «Музыкальная студия» у обучающихся будут
сформированы следующие компетенции:
-чисто передает интонации несложных мелодий в пределах «до»
первой –«ре»-«ми» второй октавы, поет слаженно и выразительно;
-согласовывает движения с формой музыкального произведения;
-имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр,
выделение сильной доли;
-может петь,сочетая пение и движение;
-способен находить общие черты в настроении людей, музыки,
природы;
-понимает некоторые образные средства, которые используются для
передачи настроения в музыке;
Умеет:
-внимательно
слушать
музыку,
эмоционально
откликаться
на
выраженныевней чувства и настроения;
-петь
несложные
песни
в
удобном
диапазоне,
исполняя
их
выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
-воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и
отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
-петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
В
результате
овладения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой «Музыкальная студия» у обучающихся будут
сформированы следующие компетенции:
Художественно-эстетическая компетентность, через:
-знание особенностей певческойустановки, строения голосового
аппарата, охраны и гигиены голоса;
-знание элементарной теории музыки;
-умение применять полученные знания на практике;
-умения анализировать свое и чужое исполнение.
Коммуникативная компетентность, через:
-умение слушать и понимать педагога и сверстников;
-преодоление неуверенности и неверия в собственные силы;
-целеполагание и определение пути к собственным достижениям;
-вовлеченность в концертно-творческую деятельность коллектива.
Мотивационная компетентность, через:
-развитие мотивации к занятиям в студии;
-направленность на самосовершенствование и саморазвитие.
Духовно –нравственная компетентность, через:
-привитие чувства уважения к окружающим людям, к мнению
сверстников и педагогов, толерантность;
-стремление к развитию своих творческих способностей;
-соблюдение правил здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Обучающиеся владеют:
− методиками разогрева голосового аппарата в игровой форме:
− правильной певческой установкой.
- умело используют здоровьесберегающие методики.
У обучающихся:
−
проявляется
интерес
к
вокальному
исполнительству
прослушивание музыкальных произведений;
− формируется устойчивый интерес к концертной деятельности.
через
Ожидаемые результаты 2 года обучения:
У обучающихся развито:
− устойчивое певческое дыхание.
Владеют:
− навыками разогрева голосового аппарата,
− вокальными навыками, четкой артикуляцией, дикцией.
Знают:
− понятия: композитор, симфоническая музыка, симфонический
оркестр, музыкальная сказка;
− правила пользования звукоусиливающей аппаратурой.
Умеют:
− применять простейшие танцевальные движения в соответствие с
характером музыкального репертуара;
− пользоваться микрофоном.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1.Введение в программу. Знакомство с помещением студии,
размещением инструментов, рабочим местом педагога.
Теория –1.5 часа
Вводный инструктаж. Беседа об охране голоса и его возможностях.
ТЕМА 2. Певческая установка.
Теория –1.5часа.
Положение корпуса и головы при пении, посадка.
Практика-4.5часов. Выполнение упражнений.
Используется комплекс упражнений В.В.Емельянова «Бронтозаврик»
с показом движений руками используя правильную певческую установку
стоя, упражнение «Ветер-ветерок»(качание руками,с прямым положением
корпуса).
ТЕМА 3.Строение голосового аппарата, управление им.
Теория -3 часа.
Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и
образование звука. Голосовой аппарат –это система органов, служащая для
образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы
дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарати
резонаторы.
Практика -9 часов.
Выполнение комплекса упражнений «Лифт», во время которых дети
прощупывают гортань и отслеживают еѐ нисходящее и восходящее
движение.
Выполнение упражнений на «прокачку резонаторов».Упражнение
«Зоопарк» -дети подражают мычанию быка в низкой тесситуре (прикасаясь к
грудному резонатору и чувствуя вибрацию),подражают гулению голубей
(нота си первой октавы), назвук «тр-р –р»,подражают мычанию коровы
иакцентируют
на
переходе
в
головное
смыкание.Все
упражнения
выполняются сактивным (приподнятым) языком в полузевке.
Все упражнения выполняются перед зеркалом.
ТЕМА 4.Вокально-ансамблевая работа. Работа наддыханием.
Теория -4,5часа.
Беседа осодержании и средствах музыкальной выразительности.
Виды дыхания. Особенности певческого дыхания. Цепное дыхание.
Практика -22,5 часов.
Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого
дыхания: «Праздничные шарики», «Лопнуть шарик», «Ветер», «Лягушки»,
«Цоканьелошадки», «Пчѐлка –комарик».
Формирование
навыков
певческого
дыхания
при
разучивание
музыкально-образовательного репертуара.
ТЕМА 5.Работа над дикцией и артикуляцией
Теория -3 часа.
Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Артикуляция –это образование звуков.
Практика -12 часов.
Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений:
«влажная уборка во рту», «иголочка», «конфетка», «часики», «дразнилка»,
«гримаса».
Разучивание скороговорок на одном звуке в зоне комфорта (до -до
диез первой октавы), пропеваниепопевок на одном звуке –«Андрей воробей».
ТЕМА
6.Работа
над
репертуаром.
Формированиесценической
культуры. Работа с фонограммой.
Теория -3часа.
Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств
музыкальной выразительности. Особенности авторского стиляи собственная
интерпретация произведения. Звукоусиливающая аппаратура.
Правила поведения на сцене и в зале.Правила работы с микрофоном.
Практика – 34,5часа.
Разучивание репертуара. Реализация эмоционального наполнения
музыкального
материала.
Специфика
сольного
и
ансамблевого
исполнительства. Отработка навыков работы с микрофонами в стойке и
ручными (шнуровыми и радио).
Отработка простейших танцевальных движений, на координацию.
Вокально-хоровая работа с использованием дирижерского жеста и
звуковысотного показа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1. Вводный инструктаж. Беседа об охране голоса и его
возможностях.
Теория –1.5 часа
ТЕМА 2.Вокально –ансамблевая работа над дикцией и артикуляцией
Теория -3часа.
Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Звуковысотность как основа мелодии. Интонирование.
Постановка голосового аппарата
Роль распевания в постановке аппарата.
Строение голосового аппарата. Резонаторы –это пустоты в организме,
в которые звук заходит и отражается. Резонаторы: грудной ,головной
(затылочный и лобный), носовой. При пении используются: грудной и
головной резонаторы. Дыхательный аппарат. Понятие диафрагмального
дыхания.
Практика –12часов
Гимнастика для губ и языка. Выполнение комплекса упражнений:
«влажная уборка во рту», «иголочка», «конфетка», «часики», «дразнилка»,
«гримаса».
Разучивание скороговорок на одном звуке в зоне комфорта (до -до
диез первой октавы), пропевание попевок на одном звуке –«Андрей воробей».
Дыхание «в загиб». Встать под углом 90 градусов и сбросить воздух
из диафрагмы и лѐгких, затем набирать воздух носом наполнять бронхи.
Стоять в мышечном напряжении 7-8 секунд. Прокачивать диафрагму на счет
1,2 сбрасывать воздух, на 3 делать активный, быстрый вдох.
Выполнение комплекса упражнений «Лифт», во время которых дети
прощупывают гортань и отслеживают еѐ нисходящее и восходящее
движение.
Выполнение упражнений на «прокачку резонаторов». Упражнение
«Зоопарк» -дети подражают мычанию быка в низкой тесситуре (прикасаясь к
грудному резонатору и чувствуя вибрацию),подражают гулению голубей
(нота си первой октавы), на звук «тр-р –р», подражают мычанию коровы и
акцентируют
на
переходе
в
головное
смыкание.
Все
упражнения
выполняются с активным(приподнятым) языком в полузевке.
Проговаривание скороговорок в различных темпах, распевания на
гласные и согласные звуки с применением техники пения с расслабленными
губами и активным языком. Выполнение упражнений на слоги «ты –кы –ты –
кы», «ло –ри –то –ри»,«бейгубейгу»,использование упражнения «иголочка»,
для растяжки лицевых мышц.
Все упражнения выполняются перед зеркалом.
ТЕМА 3.Развитие музыкальных способностей
Теория -3часа.
Понятие музыкальных способностей. Ладовое чувство, музыкально –
слуховые представления, музыкально –ритмические представления.
Ладовое чувство-это различение не только общего характера музыки,
настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между
звуками - устойчивыми, завершѐнными, эмоциональное переживание,
эмоциональная способность.
Музыкально-слуховые
представления–это
способность,
проявляющаяся в воспроизведении мелодий на слух. Она называется
слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма–это способность активно (двигательно) переживать
музыку, чувствовать
эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить.
Чувство ритма имеет три основных компонента:
• темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа
следования опорных звуков;
•
метра
–
способность
к
восприятию
и
воспроизведению
акцентированных и не акцентированных звуков;
•
ритмического
рисунка
–
способность
к
восприятию
и
воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Практика 12часов.
Упражнения с маршировкой.
Разучивание простейших танцевальных движений, в соответствии с
исполняемым репертуаром.
ТЕМА 4.Вокальная работа над репертуаром
Теория -3часов
Разучивание музыкального репертуара. Беседа о содержании и
средствах музыкальной выразительности.
Практика 24 часа
Вокально-ансамблевая
работа
над
авторскими
произведениями
различных российских композиторов.
Выступление на концертах, тематических
вечерах, конкурсах,
фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на
практике.
·Пение под фортепиано (ноты, интервалы, трезвучия, вокализы)
·Пение a’capella
Работа с микрофоном под фонограмму (минус).
ТЕМА 5. Основы вокального исполнительства.
Теория-4.5часа.
Беседы на различные темы
1.Гигиена голоса. Вредные факторы, воздействующие на голос певца.
2.Звукозаписывающиестудии и принципы их работы.
3.Жанры музыки и различные музыкальные направления.
4.Музыка в различных видах искусств.
5.Взаимодействие на уровне ученик-ученик, ученик-педагог.
ТЕМА
6.Формирование
сценической
культуры.
Работа
с
фонограммой.
Теория -3часа.
Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств
музыкальной выразительности. Особенности авторского стиля и собственная
интерпретация произведения. Звукоусиливающая аппаратура.
Правила поведения на сцене и в зале.
Правила работы с микрофоном.
Практика - 36 часов.
Разучивание репертуара. Особенности сольного и ансамблевого
исполнения.
координацию.
Отработка
простейших
Вокально–ансамблевая
сценических
движений,
работа
использованием
с
на
дирижерского жеста и звуковысотного показа. Контрольная и итоговая
звукозапись.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1
2
3
4
5
6
Название
раздела, темы
Введение в
программу
Певческая
установка
Строение
голосового
аппарата
Вокальноансамблевая
работа
над
дыханием
Работа
над
дикцией
и
артикуляцией
Работа
над
репертуаром.
Формирование
сценической
культуры.
Итого:
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего
1,5
Теория
1,5
Практика
-
6
1,5
4,5
Опрос
12
3
9
Викторина
27
4,5
22,5
15
3
12
Контрольные
упражнения,
контрольная
звукозапись
Выполнение
творческих заданий
40,5
6
34,5
102
19,5
82,5
Участие в школьных
мероприятиях.
Запись
в
студии
сольных
произведений.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Тема
Общее количество часов
Всего
1
2
3
4
5
6
Введение
впрограмму
Вокально
–
ансамблевая
работа
над
дикцией
и
артикуляцией
Развитие
музыкальных
способностей
Вокальная работа
над репертуаром
Основы вокального
исполнительства
Формирование
сценической
культуры. Работа
с фонограммой
Итого
Формы
контроля
Теория
Практика
1,5
1,5
-
15
3
12
Опрос
15
3
12
наблюдение
27
3
24
наблюдение
4,5
4,5
39
3
36
102
18
84
Звукозапись
Разбор видео
с
выступлений,
звукозапись.