Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82
СОГЛАСОВАН
Педагогический совет
МБОУ СОШ № 82
протокол № 1 от 30.08.2023
УТВЕРЖДЕНО:
Директор_____Л. А. Туканова
приказ № 426-од от 31.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Народный танец»)
Возраст обучающихся: 6 - 15 лет.
Срок реализации 3 года
Составитель: Петров Александр Васильевич
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург
2023
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.
Обучающиеся 1-го года обучения будут:
знать правила поведения на занятии и технику безопасности выполнения
упражнений;
уметь исполнять основные движения, упражнения, танцевальные комбинации и
танцы;
знают отдельные упражнения хореографии
уметь управлять своим телом (правильная постановка корпуса);
умеют двигаться в заданном пространстве, танцевать под музыку, передавать в
движениях, пластике характер музыки, игровой образ;
знают танцевальную терминологию;
знают основные рисунки танца: простой, сложный;
знают основные комбинации танца.
знают о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности
и культуре исполнения танца;
уметь работать в коллективе, осознавая себя его частью;
Обучающиеся 2-го года обучения будут:
знать хореографические термины и перевод всех исполняемых движений;
уметь самостоятельно подбирать музыкальный материал и импровизировать;
уметь координировать свои движения;
уметь импровизировать в группе;
уметь исполнять танцевальные композиции на середине зала;
исполнять танцевальные комбинации, этюды и номера;
уметь управлять своим телом;
развито чувство ритма, координация, пластические навыки, свобода движений;
знать правила поведения на сцене;
уметь самостоятельно придумывать небольшие учебные комбинации;
уметь исполнять хореографические композиции на сцене;
Обучающиеся 3-го года обучения:
освоят сложные танцевальные и акробатические элементы;
освоят хореографическую работу в дуэте;
проявят творческие способности в представлении сольных работ;
разовьют силу мышц, выносливость;
определяться с предпрофессиональной подготовкой в хореографическом
направлении.
Содержание учебного плана 1 год обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие.
Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий, правила поведения
на занятиях. Правила безопасности при выполнении упражнений. Инструктаж по технике
безопасности. Внешний вид, наличие формы для занятий.
Практика: Игры на знакомство: “Здравствуй, Катя”, «Давай познакомимся».
Раздел «Народно-сценический танец».
Тема 1. Природа танца и его виды
Теория: Танец - самостоятельный вид искусства. Специфика содержания и самобытность
танцевальной формы. Условность танца, отличие его от пантомимы. Виды танца: народный,
классический, бальный, современный и др. Взаимосвязь отдельных видов. Основополагающая
роль народного танца. Виды народного танца: фольклорный, академический, народносценический, стилизованный народный танец.
Практика: Определение вида танца по видеоматериалу.
Тема 2. Народный экзерсис на середине зала
Теория: Назначение народного экзерсиса. Отличие народного экзерсиса от классического.
Практика: Постановка корпуса, рук, ног, головы в народном характере. Препарасьон в
народном танце. Позиции ног и переводы ног из позиции в позицию. Позиции и положения
рук, различные пор де бра в определѐнном характере, перегибы корпуса.
Тема 3. Движения и рисунки русского народного танца
Теория: Развитие русского танца тесно связано с историей народа, с его бытом и обычаями.
Практика: Медленные плавные хороводы, лихие переплясы, величавость девичьей пляски,
стремительность и удаль мужской пляски требуют большой работы по изучению каждого
движения. Изучая простые движения и переходя к более сложным, обращаем всѐ время на
характер и манеру исполнения. Изучаем различные ходы, тренеруем простые дроби, учим
подготовку к «верѐвочке», «моталочке», «ковырялочке», «молоточке». Выполнить поклоны
русского танца. Изучаем рисунки русского танца: круги, звѐздочки, шеей и другие.
Тема 4. Вращения
Теория: Вращение-элемент танца. Правила выполнения вращений.
Практика: учимся вращаться вокруг себя на месте. Подготовка к вращениям с продвижением
по прямой, по диагонали, на простых шагах с подъѐмом колена, затем с подскоком.
Проучиваем подготовку к началу вращения и остановку.
Тема 5. Присядки и хлопушки
Теория: присядки и хлопушки-элемент танца. Правила выполнения элементов.
Практика: изучаем подготовки к хлопушкам: шаг с хлопком под брошенной вперѐд ногой,
переступания ногами и хлопки руками поочерѐдно. Пробуем простейшие хлопушки, изучаем
присядки в характере русского и белорусского танцев. Комбинации простых хлопушек и
присядок. Украинские присядки «ползунок», «метѐлочка», «подсечка».
Тема 6. Знакомство с лексикой украинских танцев
Теория: зачем мы изучаем хореографию других народностей. Специфика исполнения лексики
украинского танца.
Практика: Разучивание положений рук соло, положения рук в парном танце.
Движения украинского танца: «бегунец», «тынок», «обертас», «дорожка» (припадание),
«дорожка-плетень», «верѐвочка», «вихилясник», «голубцы». Исполнение движений в чистом
виде, а затем в комбинации.
Тема 7. Танцевальные этюды
Практика: Изучаем развѐрнутые комбинации для развития танцевальности и техники.
Разучиваем законченные этюды, «заготовки» для танцевальных номеров.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. Здравствуй, сцена!
Теория: Сцена - зона повышенной травмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на
сцене. Понятие «артистизм» исполнения. Навыки свободного взора, умение не смотреть под
ноги. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки!
Практика: Выход на сцену и уход за кулисы без дешѐвых эффектов. Искусство поклонов
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.
Тема 3. Разучивание лексики номеров
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца
Теория: Овладение технической и композиционной структурой танца.
Практика: Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков.
Тема 6. Репетиции на сцене
Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах
Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в
выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности.
Содержание учебного плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие. Анонс программного материала. Инструктаж по
технике безопасности. Игры – приветствия.
Раздел «Народно-сценический танец»
Тема 1. Хореографу многое надо знать.
Теория: Рассказы о балетмейстерах народно-хореографических ансамблей: Н. Надеждина, П.
Вирский, М. Годенко. Исполнительское и педагогическое хореографическое образование:
колледжи культуры, университеты культуры и т.д.
Практика: просмотр видеоматериалов.
Тема 2. Профессиональные хореографические коллективы города Екатеринбурга
Теория: Академический театр музыкальной комедии, Академический Уральский народный
хор, театр «Провинциальные танцы».
Практика: Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных выступлений.
Тема 3. Экзерсис народного танца на середине
Теория: проявление народного характера в танце.
Практика: Разминка в различных народных характерах. Усложнение перевода ног из позиции
в позицию. Учим флик-фляк - упражнение с ненапряжѐнной стопой, комбинируем с
упаданием и переступаниями. Усложняем большие броски на середине.
Тема 4. Усложнѐнная лексика русского танца
Теория: Танец - душа народа. Разнообразие русских народных танцев. В каждом регионе
русский танец со свойственной ему лексикой, приѐмами, манерой и стилем исполнения.
Практика: Развитие танцевального движения за счѐт «подскока», «соскока», «перескока»,
разнообразных притопов и т.д. Различные виды «верѐвочек» (с переступаниями, с двойными
ударами впереди опорной стопы, двойная верѐвочка, с выносом ноги на каблук, с
ножницами). Усложнение ранее изученных движений (синкопированные дробные движения).
Тема 5. Знакомство с лексикой молдавского танца
Теория: Характеристика народной хореографии Молдавии.
Практика: Изучение положения рук просто и в паре. Знакомство с различными ходами
молдавского танца «хоро», «молдовеняска», «жок». Синкопированные движения из танца
«Тэбэкеряска».
Тема 6. Усложнѐнные вращения
Теория: уровень сложности во вращениях.
Практика: Вращения с продвижением по прямой, по диагонали, по кругу.
Тема 7. Присядки, хлопушки, трюки
Теория: правила комбинирования присядки, хлопушки, трюки.
Практика: Комбинации присядок, комбинации хлопушек в различных характерах.
«Подсечка», «ползунок», присядка- разножка, «метѐлочка». Усложнѐнные хлопушки в
сочетании с продвижением по кругу. Подготовка к «закладкам» и «качалке».
Тема 8. Танцевальные этюды
Теория: особенности исполнения развернутых комбинаций и танцевальных этюдов.
Практика: Разучивание развѐрнутых комбинаций и танцевальных этюдов в характере танцев,
изучаемых в этой возрастной группе. Работа над техникой, над выразительностью, над
танцевальностью.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. Здравствуй, сцена.
Теория: Сцена - зона повышенной травмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на
сцене. Понятие «артистизм» исполнения.
Практика: формирование навыка свободного взора, умение не смотреть под ноги. Уважение к
сцене: ни одной соринки и жвачки! Выход на сцену и уход за кулисы без дешѐвых эффектов.
Искусство поклонов.
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.
Тема 3. Разучивание лексики номеров
Теория: лексика танцевального материала.
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца.
Теория: техника и композиционная структура танца.
Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых
сложных моментов танца: движений, рисунков.
Тема 6. Репетиции на сцене
Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах.
Практика: Концертные выступления, как радостный творческий результат, удовлетворение
потребности в творческой деятельности.
Содержание учебного плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие.
Раздел «Народно-сценический танец»
Тема 1. Профессия - артист балета.
Теория: Рассказы об артистах балета народных хореографических ансамблей.
Профессиональные артисты города Екатеринбурга.
Практика: Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных выступлений.
Тема 2. Экзерсис народного танца.
Теория: Особенности работы мышц в народном танце.
Практика: Разминка с учѐтом специфики работы мышц в народном танце. Усложнѐнные пор
де бра в восточном и цыганском характерах. Темповое усложнение комбинаций на
традиционных движениях.
Тема 3. Усложнѐнная лексика русского танца.
Теория: Уровень сложности по координации движений рук и ног. Дробные движения.
Специфика уральского русского танца. Манера исполнения у девочек и мальчиков.
Практика: Работа над сложными по координации движениями рук и ног в лирических русских
танцах. Комбинации дробных движений из репертуарных танцев. Исполнение хлопушковых
комбинаций в быстром темпе из возрастного репертуара.
Тема 4. Лексика еврейского танца.
Теория: Многообразие хореографии еврейского народа. Разнообразие положений рук по одиночке и в паре. Умение использовать в танце детали костюма.
Практика: Знакомство с различными ходами и движениями еврейского танца.
Тема 5. Усложнѐнная лексика танцев народов СНГ.
Теория: Характеристика народной хореографии.
Практика: Изучение положений рук по - одиночке и в паре. Знакомство с различными ходами
и движениями танца.
Тема 6. Лексика восточного танца (для девочек) и матросского танца (для мальчиков).
Теория: Характеристика народной хореографии Востока и матросского танца.
Практика: Изучение положений и позиций рук. Знакомство с различными движениями
восточного и матросского танцев.
Тема 7. Усложнѐнные вращения и трюки.
Теория: «Трюковое» исполнение движений у мальчиков и девочек.
Практика: Туры и вращения на месте, по диагонали и по кругу усложнѐнные за счѐт темпа и
ритма. Комбинации вращений. Трюки у мальчиков - «револьтад», «экскаватор»,
«промакашка», «разножка» в воздухе и др.
Тема 8. Танцевальные этюды.
Теория: Комбинации танцевальных движений в характерах проученных национальностей.
Развѐрнутые комбинации для развития танцевальности и техники.
Практика: Разучивание этюдов для танцевальных номеров.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. «Всяк спляшет, да не всяк танцор!»
Теория: Сцена - возможность проявить себя. Понятие «артистизм» исполнения.
Практика: Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Выход на сцену и уход за
кулисы без дешѐвых эффектов. Искусство поклонов.
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций.
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.
Тема 3. Разучивание лексики номеров
Теория: Особенности исполнения движения в танце.
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца.
Теория: композиция танца: особенности, структура.
Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых
сложных моментов танца: движений, рисунков, перестроений.
Тема 6. Репетиции на сцене.
Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах.
Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в
выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности.
1 год обучения
Тематическое планирование
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 136 часа в год.
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Формы
аттестации
/контроля
Опрос,
беседа.
2.4.
Вводное
организационное
занятие
Народносценический танец
Природа танца и его
виды
Народный экзерсис на
середине зала
Движения и рисунки
русского народного
танца
Вращения
2.5.
Присядки и хлопушки
15
1
14
2.6.
Знакомство с лексикой
украинских танцев
Танцевальные этюды
10
1
9
13
0
13
3.
«Постановка
хореографических
номеров»
59
4
55
3.1.
3.2.
Здравствуй, сцена.
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций
Разучивание рисунка
танцев
Общая композиция
танца
Репетиции на сцене
2
9
1
1
1
8
Опрос
Творческое
задание
9
1
8
9
1
8
15
0
15
7
0
7
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Отчетный
концерт
1
2.
2.1
2.2.
2.3
2.7
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах
3
1
2
82
6
76
4
1
3
Опрос
10
1
9
Контрольное
задание
15
1
14
15
1
14
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
2 год обучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа – 204 часов в год.
№
п/п
1
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
Название раздела,
темы
Вводное
организационное
занятие
«Народносценический танец»
Хореографу
многое
надо знать
Профессиональные
хореографические
коллективы
города
Екатеринбурга
Экзерсис
народного
танца на середине
Усложнѐнная лексика
русского танца
Знакомство с лексикой
молдавского танца
Усложнѐнные
вращения
Присядки, хлопушки,
трюки
Танцевальные этюды
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Формы
аттестации
/контроля
Опрос,
беседа.
3
1
2
125
11
114
2
1
1
6
1
5
20
2
18
20
2
18
19
1
18
19
1
18
19
1
18
20
2
18
Постановка
хореографических
номеров»
Здравствуй, сцена
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций
Разучивание лексики
номеров
Разучивание рисунка
танцев
Общая
композиция
танца
Репетиции на сцене
88
10
78
4
10
2
2
2
8
Опрос.
Творческое
задание
10
2
8
10
2
8
10
2
8
17
0
17
Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах.
15
0
15
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Результат
выступления
Опрос,
беседа.
Опрос
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
3 год обучения
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа – 306 часов в год.
№
п/п
1
2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
Название раздела,
темы
Вводное
организационное
занятие
Народносценический танец
Профессия - артист
балета.
Экзерсис народного
танца.
Усложнѐнная лексика
русского танца.
Лексика еврейского
танца.
Усложнѐнная лексика
танцев народов СНГ.
Усложнѐнные
вращения и трюки.
Танцевальные этюды.
Всего
Количество часов
Теория
Практика
3
1
2
136
11
125
2
1
1
2
1
1
13
1
12
20
2
18
30
2
28
29
2
27
40
2
38
Постановка
хореографических
номеров
«Всяк спляшет, да не
всяк танцор!»
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций.
Разучивание лексики
номеров
Разучивание рисунка
танцев
Общая композиция
танца
Репетиции на сцене.
185
30
155
5
2
3
40
5
35
30
5
25
30
5
25
30
5
25
12
0
12
Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах.
20
0
20
Формы
аттестации
/контроля
Игра
Беседа.
Опрос.
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Устный
опрос
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Отчетный
концерт