РП Народный танец

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82

СОГЛАСОВАН
Педагогический совет
МБОУ СОШ № 82
протокол № 1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО:
Директор_____Л. А. Туканова
приказ № 426-од от 31.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Народный танец»)
Возраст обучающихся: 6 - 15 лет.
Срок реализации 3 года

Составитель: Петров Александр Васильевич
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург
2023

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.
Обучающиеся 1-го года обучения будут:
 знать правила поведения на занятии и технику безопасности выполнения
упражнений;
 уметь исполнять основные движения, упражнения, танцевальные комбинации и
танцы;
 знают отдельные упражнения хореографии
 уметь управлять своим телом (правильная постановка корпуса);
 умеют двигаться в заданном пространстве, танцевать под музыку, передавать в
движениях, пластике характер музыки, игровой образ;
 знают танцевальную терминологию;
 знают основные рисунки танца: простой, сложный;
 знают основные комбинации танца.

 знают о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности
и культуре исполнения танца;

 уметь работать в коллективе, осознавая себя его частью;
Обучающиеся 2-го года обучения будут:













знать хореографические термины и перевод всех исполняемых движений;
уметь самостоятельно подбирать музыкальный материал и импровизировать;
уметь координировать свои движения;
уметь импровизировать в группе;
уметь исполнять танцевальные композиции на середине зала;
исполнять танцевальные комбинации, этюды и номера;
уметь управлять своим телом;
развито чувство ритма, координация, пластические навыки, свобода движений;
знать правила поведения на сцене;
уметь самостоятельно придумывать небольшие учебные комбинации;
уметь исполнять хореографические композиции на сцене;

Обучающиеся 3-го года обучения:
 освоят сложные танцевальные и акробатические элементы;
 освоят хореографическую работу в дуэте;
 проявят творческие способности в представлении сольных работ;
 разовьют силу мышц, выносливость;
 определяться с предпрофессиональной подготовкой в хореографическом
направлении.

Содержание учебного плана 1 год обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие.
Теория: Знакомство с программой занятий. Режим занятий, правила поведения
на занятиях. Правила безопасности при выполнении упражнений. Инструктаж по технике
безопасности. Внешний вид, наличие формы для занятий.
Практика: Игры на знакомство: “Здравствуй, Катя”, «Давай познакомимся».
Раздел «Народно-сценический танец».
Тема 1. Природа танца и его виды
Теория: Танец - самостоятельный вид искусства. Специфика содержания и самобытность
танцевальной формы. Условность танца, отличие его от пантомимы. Виды танца: народный,
классический, бальный, современный и др. Взаимосвязь отдельных видов. Основополагающая
роль народного танца. Виды народного танца: фольклорный, академический, народносценический, стилизованный народный танец.
Практика: Определение вида танца по видеоматериалу.
Тема 2. Народный экзерсис на середине зала
Теория: Назначение народного экзерсиса. Отличие народного экзерсиса от классического.
Практика: Постановка корпуса, рук, ног, головы в народном характере. Препарасьон в
народном танце. Позиции ног и переводы ног из позиции в позицию. Позиции и положения
рук, различные пор де бра в определѐнном характере, перегибы корпуса.
Тема 3. Движения и рисунки русского народного танца
Теория: Развитие русского танца тесно связано с историей народа, с его бытом и обычаями.
Практика: Медленные плавные хороводы, лихие переплясы, величавость девичьей пляски,
стремительность и удаль мужской пляски требуют большой работы по изучению каждого
движения. Изучая простые движения и переходя к более сложным, обращаем всѐ время на
характер и манеру исполнения. Изучаем различные ходы, тренеруем простые дроби, учим
подготовку к «верѐвочке», «моталочке», «ковырялочке», «молоточке». Выполнить поклоны
русского танца. Изучаем рисунки русского танца: круги, звѐздочки, шеей и другие.
Тема 4. Вращения
Теория: Вращение-элемент танца. Правила выполнения вращений.
Практика: учимся вращаться вокруг себя на месте. Подготовка к вращениям с продвижением
по прямой, по диагонали, на простых шагах с подъѐмом колена, затем с подскоком.
Проучиваем подготовку к началу вращения и остановку.
Тема 5. Присядки и хлопушки
Теория: присядки и хлопушки-элемент танца. Правила выполнения элементов.
Практика: изучаем подготовки к хлопушкам: шаг с хлопком под брошенной вперѐд ногой,
переступания ногами и хлопки руками поочерѐдно. Пробуем простейшие хлопушки, изучаем

присядки в характере русского и белорусского танцев. Комбинации простых хлопушек и
присядок. Украинские присядки «ползунок», «метѐлочка», «подсечка».
Тема 6. Знакомство с лексикой украинских танцев
Теория: зачем мы изучаем хореографию других народностей. Специфика исполнения лексики
украинского танца.
Практика: Разучивание положений рук соло, положения рук в парном танце.
Движения украинского танца: «бегунец», «тынок», «обертас», «дорожка» (припадание),
«дорожка-плетень», «верѐвочка», «вихилясник», «голубцы». Исполнение движений в чистом
виде, а затем в комбинации.
Тема 7. Танцевальные этюды
Практика: Изучаем развѐрнутые комбинации для развития танцевальности и техники.
Разучиваем законченные этюды, «заготовки» для танцевальных номеров.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. Здравствуй, сцена!
Теория: Сцена - зона повышенной травмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на
сцене. Понятие «артистизм» исполнения. Навыки свободного взора, умение не смотреть под
ноги. Уважение к сцене: ни одной соринки и жвачки!
Практика: Выход на сцену и уход за кулисы без дешѐвых эффектов. Искусство поклонов
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.
Тема 3. Разучивание лексики номеров
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца
Теория: Овладение технической и композиционной структурой танца.
Практика: Проработка самых сложных моментов танца: движений, рисунков.
Тема 6. Репетиции на сцене

Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах
Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в
выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности.

Содержание учебного плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие. Анонс программного материала. Инструктаж по
технике безопасности. Игры – приветствия.
Раздел «Народно-сценический танец»
Тема 1. Хореографу многое надо знать.
Теория: Рассказы о балетмейстерах народно-хореографических ансамблей: Н. Надеждина, П.
Вирский, М. Годенко. Исполнительское и педагогическое хореографическое образование:
колледжи культуры, университеты культуры и т.д.
Практика: просмотр видеоматериалов.
Тема 2. Профессиональные хореографические коллективы города Екатеринбурга
Теория: Академический театр музыкальной комедии, Академический Уральский народный
хор, театр «Провинциальные танцы».
Практика: Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных выступлений.
Тема 3. Экзерсис народного танца на середине
Теория: проявление народного характера в танце.
Практика: Разминка в различных народных характерах. Усложнение перевода ног из позиции
в позицию. Учим флик-фляк - упражнение с ненапряжѐнной стопой, комбинируем с
упаданием и переступаниями. Усложняем большие броски на середине.
Тема 4. Усложнѐнная лексика русского танца
Теория: Танец - душа народа. Разнообразие русских народных танцев. В каждом регионе
русский танец со свойственной ему лексикой, приѐмами, манерой и стилем исполнения.
Практика: Развитие танцевального движения за счѐт «подскока», «соскока», «перескока»,
разнообразных притопов и т.д. Различные виды «верѐвочек» (с переступаниями, с двойными
ударами впереди опорной стопы, двойная верѐвочка, с выносом ноги на каблук, с
ножницами). Усложнение ранее изученных движений (синкопированные дробные движения).
Тема 5. Знакомство с лексикой молдавского танца

Теория: Характеристика народной хореографии Молдавии.
Практика: Изучение положения рук просто и в паре. Знакомство с различными ходами
молдавского танца «хоро», «молдовеняска», «жок». Синкопированные движения из танца
«Тэбэкеряска».
Тема 6. Усложнѐнные вращения
Теория: уровень сложности во вращениях.
Практика: Вращения с продвижением по прямой, по диагонали, по кругу.
Тема 7. Присядки, хлопушки, трюки
Теория: правила комбинирования присядки, хлопушки, трюки.
Практика: Комбинации присядок, комбинации хлопушек в различных характерах.
«Подсечка», «ползунок», присядка- разножка, «метѐлочка». Усложнѐнные хлопушки в
сочетании с продвижением по кругу. Подготовка к «закладкам» и «качалке».
Тема 8. Танцевальные этюды
Теория: особенности исполнения развернутых комбинаций и танцевальных этюдов.
Практика: Разучивание развѐрнутых комбинаций и танцевальных этюдов в характере танцев,
изучаемых в этой возрастной группе. Работа над техникой, над выразительностью, над
танцевальностью.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. Здравствуй, сцена.
Теория: Сцена - зона повышенной травмоопасности. Инструктаж по технике безопасности на
сцене. Понятие «артистизм» исполнения.
Практика: формирование навыка свободного взора, умение не смотреть под ноги. Уважение к
сцене: ни одной соринки и жвачки! Выход на сцену и уход за кулисы без дешѐвых эффектов.
Искусство поклонов.
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.
Тема 3. Разучивание лексики номеров
Теория: лексика танцевального материала.
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.

Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца.
Теория: техника и композиционная структура танца.
Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых
сложных моментов танца: движений, рисунков.
Тема 6. Репетиции на сцене
Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах.
Практика: Концертные выступления, как радостный творческий результат, удовлетворение
потребности в творческой деятельности.

Содержание учебного плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное организационное занятие.
Раздел «Народно-сценический танец»
Тема 1. Профессия - артист балета.
Теория: Рассказы об артистах балета народных хореографических ансамблей.
Профессиональные артисты города Екатеринбурга.
Практика: Просмотр видеоматериалов, посещение и обсуждение концертных выступлений.
Тема 2. Экзерсис народного танца.

Теория: Особенности работы мышц в народном танце.
Практика: Разминка с учѐтом специфики работы мышц в народном танце. Усложнѐнные пор
де бра в восточном и цыганском характерах. Темповое усложнение комбинаций на
традиционных движениях.
Тема 3. Усложнѐнная лексика русского танца.
Теория: Уровень сложности по координации движений рук и ног. Дробные движения.
Специфика уральского русского танца. Манера исполнения у девочек и мальчиков.

Практика: Работа над сложными по координации движениями рук и ног в лирических русских
танцах. Комбинации дробных движений из репертуарных танцев. Исполнение хлопушковых
комбинаций в быстром темпе из возрастного репертуара.
Тема 4. Лексика еврейского танца.
Теория: Многообразие хореографии еврейского народа. Разнообразие положений рук по одиночке и в паре. Умение использовать в танце детали костюма.
Практика: Знакомство с различными ходами и движениями еврейского танца.
Тема 5. Усложнѐнная лексика танцев народов СНГ.
Теория: Характеристика народной хореографии.
Практика: Изучение положений рук по - одиночке и в паре. Знакомство с различными ходами
и движениями танца.
Тема 6. Лексика восточного танца (для девочек) и матросского танца (для мальчиков).
Теория: Характеристика народной хореографии Востока и матросского танца.
Практика: Изучение положений и позиций рук. Знакомство с различными движениями
восточного и матросского танцев.
Тема 7. Усложнѐнные вращения и трюки.
Теория: «Трюковое» исполнение движений у мальчиков и девочек.
Практика: Туры и вращения на месте, по диагонали и по кругу усложнѐнные за счѐт темпа и
ритма. Комбинации вращений. Трюки у мальчиков - «револьтад», «экскаватор»,
«промакашка», «разножка» в воздухе и др.
Тема 8. Танцевальные этюды.
Теория: Комбинации танцевальных движений в характерах проученных национальностей.
Развѐрнутые комбинации для развития танцевальности и техники.
Практика: Разучивание этюдов для танцевальных номеров.
Раздел «Постановка хореографических номеров»
Тема 1. «Всяк спляшет, да не всяк танцор!»
Теория: Сцена - возможность проявить себя. Понятие «артистизм» исполнения.
Практика: Навыки свободного взора, умение не смотреть под ноги. Выход на сцену и уход за
кулисы без дешѐвых эффектов. Искусство поклонов.
Тема 2. Постановка танцев из репертуара ансамбля и новых композиций.
Теория: Понятие об ансамбле, как о школе внимания, коллективного труда, личной
ответственности и дисциплины. Когда и кем поставлены номера.
Практика: Просмотр видеозаписи. Характеристика манеры исполнения. Характеристика
нового номера, особенность манеры исполнения. Знакомство с содержанием танца,
прослушивание и анализ музыки.

Тема 3. Разучивание лексики номеров
Теория: Особенности исполнения движения в танце.
Практика: Комбинации движений из танцев. Проработка лексики материала.
Тема 4. Разучивание рисунка танцев
Теория: Знакомство с общим рисунком танца. Знакомство с переходами от рисунка к рисунку.
Практика: Отработка сложных переходов. Заучивание рисунка. Работа над композиционным
рисунком.
Тема 5. Общая композиция танца.
Теория: композиция танца: особенности, структура.
Практика: Овладение технической и композиционной структурой танца. Проработка самых
сложных моментов танца: движений, рисунков, перестроений.
Тема 6. Репетиции на сцене.
Практика: Отработка синхронности исполнения, чистоты «произнесения», уточняются
стилевые особенности в движении ног, рук, головы. Отработка рисунков, умение сохранять
интервалы и ровные круги. Работа над эмоциональностью и танцевальностью, над
достоверностью сценического образа. Репетиции с реквизитом и деталями костюмов.
Репетиции в костюмах.
Тема 7. Выступления на концертах, праздниках и конкурсах.
Практика: Концертные выступления как радостный творческий результат. Радость участия в
выступлениях, удовлетворение потребности в творческой деятельности.

1 год обучения
Тематическое планирование
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 136 часа в год.
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Теория
Практика

Всего

Формы
аттестации
/контроля
Опрос,
беседа.

2.4.

Вводное
организационное
занятие
Народносценический танец
Природа танца и его
виды
Народный экзерсис на
середине зала
Движения и рисунки
русского народного
танца
Вращения

2.5.

Присядки и хлопушки

15

1

14

2.6.

Знакомство с лексикой
украинских танцев
Танцевальные этюды

10

1

9

13

0

13

3.

«Постановка
хореографических
номеров»

59

4

55

3.1.
3.2.

Здравствуй, сцена.
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций
Разучивание рисунка
танцев
Общая композиция
танца
Репетиции на сцене

2
9

1
1

1
8

Опрос
Творческое
задание

9

1

8

9

1

8

15

0

15

7

0

7

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Отчетный
концерт

1

2.
2.1
2.2.
2.3

2.7

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах

3

1

2

82

6

76

4

1

3

Опрос

10

1

9

Контрольное
задание

15

1

14

15

1

14

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

2 год обучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа – 204 часов в год.
№
п/п
1

2.
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.

3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Название раздела,
темы
Вводное
организационное
занятие
«Народносценический танец»
Хореографу
многое
надо знать
Профессиональные
хореографические
коллективы
города
Екатеринбурга
Экзерсис
народного
танца на середине
Усложнѐнная лексика
русского танца
Знакомство с лексикой
молдавского танца
Усложнѐнные
вращения
Присядки, хлопушки,
трюки
Танцевальные этюды

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации
/контроля
Опрос,
беседа.

3

1

2

125

11

114

2

1

1

6

1

5

20

2

18

20

2

18

19

1

18

19

1

18

19

1

18

20

2

18

Постановка
хореографических
номеров»
Здравствуй, сцена
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций
Разучивание лексики
номеров
Разучивание рисунка
танцев
Общая
композиция
танца
Репетиции на сцене

88

10

78

4
10

2
2

2
8

Опрос.
Творческое
задание

10

2

8

10

2

8

10

2

8

17

0

17

Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах.

15

0

15

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Результат
выступления

Опрос,
беседа.
Опрос

Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

3 год обучения
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа – 306 часов в год.
№
п/п
1

2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3.

3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Название раздела,
темы
Вводное
организационное
занятие
Народносценический танец
Профессия - артист
балета.
Экзерсис народного
танца.
Усложнѐнная лексика
русского танца.
Лексика еврейского
танца.
Усложнѐнная лексика
танцев народов СНГ.
Усложнѐнные
вращения и трюки.
Танцевальные этюды.

Всего

Количество часов
Теория
Практика

3

1

2

136

11

125

2

1

1

2

1

1

13

1

12

20

2

18

30

2

28

29

2

27

40

2

38

Постановка
хореографических
номеров
«Всяк спляшет, да не
всяк танцор!»
Постановка танцев из
репертуара ансамбля и
новых композиций.
Разучивание лексики
номеров
Разучивание рисунка
танцев
Общая композиция
танца
Репетиции на сцене.

185

30

155

5

2

3

40

5

35

30

5

25

30

5

25

30

5

25

12

0

12

Выступления на
концертах, праздниках
и конкурсах.

20

0

20

Формы
аттестации
/контроля
Игра

Беседа.
Опрос.
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание

Устный
опрос
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Отчетный
концерт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».